Больше рецензий

red_star

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 октября 2016 г. 08:06

2K

5 Такой деревянный, такой наш

Я вот не читал «Пиноккио», поэтому мое сознание так искажено неуклюжей советской копией (это сарказм). Да и сам «Золотой ключик» я прочитал довольно поздно, в занятном по нынешним временам издании – тоненькой книжечке Центрально-черноземного издательства 1976 года с рисунками Е. Брежнева. Первое же представление было привито мне книжкой с картинками и минимум текста, адаптированным для малышей. Это было издание с рисунками Владимирского (назвать этот вариант комиксом язык почему-то не поворачивается).

картинка red_star
Иллюстрация Л. Владимирского

Поэтому я с некоторым удивлением (вызванным, пожалуй, лишь собственным прежним нелюбопытством) обнаружил, что канонический советский Буратино совсем другой, его образ создан Аминадавом Каневским (сначала в черно-белом варианте, а потом и в цветном), а рисунки Владимирского являются лишь заметно более поздним добавлением. Вот так живешь и ничего не знаешь о мире, который тебя окружает. А еще есть не менее прекрасные иллюстрации Анатолия Кокорина.

картинка red_star
Иллюстрация А. Каневского

Чем же так эта книга хороша? Что ее обессмертило? А черт его знает. Просто, вероятно, А.Н. Толстой был достаточно талантливым человеком, чтобы почти все, за что он брался, выходило удачно. Вот и здесь сработало.

Да и сам Буратино хорош. Он ведь такой, как надо. Озорной, шебутной, но верный друг и любящий сын (хоть и шалопай местами).

картинка red_star
Иллюстрация А. Кокорина

Забавно смотрится и стеб автора над народной медициной (не только в образе Дуремара, но и народного целителя Богомола). Ну и некое пристрастие к касторке, клизмам и прочим прелестям стандартного набора того времени добавляет милого ретроколорита.

Я еще смутно помню, что брал в детской библиотеке когда-то некое неавторское продолжение, но оно явного впечатления у меня не оставило. Но сам факт того, что такие продолжения клепались, говорит о потрясающей популярности нашей нелицензионной копии.

Комментарии


Обессмерчивает всегда талант - факт:) А вот что у Алексея Толстого все (и даже почти все) выходило прямо "бессмертно" - не факт. Хотя конкретно "Буратино" хорош.


С твердыми критериями в "бессмертии" тяжело, факт. Но, на мой взгляд, "Хождения по мукам" и "Аэлиты" вполне достаточно, чтобы навесить на А. Н. подобный ярлык. Вкусовщина? Пожалуй.


после Мирона Петровского уже не могу читать Буратино "детскими глазами". зато взрослый во мне не устаёт радоваться и восхищаться этой блестящей литературной мистификацией-игрой ^__^ отличная же вещь!
за иллюстрации традиционное спасибо!


Мне-то за что? Это художникам спасибо.


за то, что сопровождаешь ими рецензии. ваш кэп :)


а, да. как тебе иллюстрации Кошкина? раз, два


Буратино у него что твой декадент )


Пиноккио мне нравится всё-таки больше. Он и по иллюстрациям выигрывает на мой взгляд. Особенно хороши работы Роберто Инноченти.


Доберусь, сравню. Инноченти жутковат несколько, по первому впечатлению. У меня есть с иллюстрациями Ингпена, вот с него и начну.