Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

22 октября 2016 г. 09:30

6K

5 "УЧЕНИК" К. СЕРЕБРЕННИКОВ.

картинка majj-s

А бойтесь единственно только того,
Кто скажет: "Я знаю как надо".
Кто скажет: "Идите, люди, за мной.
Я научу вас, как надо".
А. Галич.


У Господа на тебя большие прекрасные планы. Помни об этом. Пожалуйста.

Интересная особенность у режиссера Кирилла Серебренникова: если хочешь почитать то, по чему он поставил спектакль или снял кино - нипочем не сыщешь. Так было с пьесами Хайнера Мюллера, легшими в основу "Машины Мюллер". Так и теперь с "Мучеником" Мариуса фон Майенбурга. Хотя "Гамлет-машину" нашла и прочла. Оставшись в недоумении: сплошь ниспровержение основ и глумление над высоким искусством драматургии и - ну нет, мне такое не нравится.

Может ну их совсем, источники?

Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку?

Гляди, как он интерпретирует, неужто рассчитываешь найти больше того фейерверка, который может дать тебе талантливый мастер? Он уже прочел, составил представление, адаптировал, собрал актеров, разыграл с ними всю историю и подал тебе на блюдце с голубой каемочкой. Наслаждайся. Да я разве против, но о первоисточнике все же хотелось бы иметь представление. Н-ну, потому что, когда полностью доверяешься кому-то, кто авторитетно заявляет, что хорошо знаком с ним, рискуешь стать жертвой манипуляций.

Но вернемся к фильму. Это антиклерикальное кино? Не сказала бы. Атеистическое? Да ни в коем случае. Хорошо, против чего оно тогда борется? А должно непременно против чего-то бороться? Искусство - зеркало действительности. А у зеркала задача другая - отразить. Или исказить. Если зеркало кривое. То есть, ты хочешь сказать, что этот фильм - кривое зеркало, искажающее действительность?

Нет, нет и нет. Я хочу сказать, что фильм отражает действительность, как ее видел талантливый человек в то время, когда ставил пьесу и снимал кино. И он что-то важное хотел сказать, может быть даже не одну вещь, а несколько. О том, например, что плохо социальное устройство, при котором мать-одиночка ломается на трех работах, не имея сил и средств влиять на сына подростка. О том, что школа - ощественный институт, главной задачей которого остается образование и не ждите, что она ваших митрофанушек еще и воспитывать будет.

И о том, как опасен религиозный фанатизм, возросший на неподготовленной должным образом почве. Боже, какая чушь! Зачем она на трех работах? Чтобы заработать на эти кошмарные коричневые обои? Или чтобы было оправдание собственному кошмарному существованю: не то амебой, не то опарышем? Что вы мне нарочитое убожество школьных интерьеров в глаза тычете, если эта школа имеет в базе бассейн, о какой бедности может идти речь? Да и вранье это, теперь во всех школах пластиковые окна

Это о манипуляторстве. О том, как легко, охотно и с видимым удовольствием становимся мы марионетками в руках того, кто объявляет себя носителем истины и обладает некоторой харизмой. О том, как охотно складываем с себя ответственность за происходящее с нами и вокруг нас. О том, как не хотим искать собственного пути, в лучшем случае реагируя на происходящее. Тогда, когда оно уже огрело обухом по голове.

Единственный, у кого хватает духу противостоять здешнему крошке цахесу - учитель биологии Краснова (Эрика Рот в оригинальной пьесе). Ну да, я все-таки нашла ее и почитала, сколько моего немецкого хватило. Хватило не на много, не обольщаюсь. Фамилия ученика переведена тоже буквально Южин-Зюдль, не вполне удачно, фонетической сочетание "юд" в корне все-таки не с потолка, имея в виду антисемитскую риторику, к которой он прибегнет ближе к финалу.


Такое выворачивание наизнанку собственной сути, когда не хватает материала для плетения силков и улавливания чужих душ. "Иуда" еще могло услышаться - предавший тех, кто не делал ничего, кроме добра. Ну а все-так, верит мальчик Венечка? Конечно нет. Он хотел бы верить, ибо имеющий веру с горчичное зерно, может двигать горами и ничего нет для него невозможного. А за неимением веры, манипулирует. и мало есть для него невозможного.

Комментарии


Вчера посмотрела фильм. А не показалось вам, помимо прочего, что мальчик вообще в психозе, и фильм, собственно, и о том еще, что действительность, как вы говорите, отраженная режиссером во время съемок и постановок, такова, что люди в психозе (махровом таком, с глюками) отлично ассимилируются с окружающими их среднестатистическими людьми.. и это симптоматично


А это потому что все они - суть одно. Я бы не стала критерием возможности-невозможности ассимиляции делать норму-психоз Косность и тупое невежество толпы ждут и с благодарностью принимают косность и тупое невежество лидера. Главное - его приход избавляет от необходимости мыслить самостоятельно и брать на себя ответственность за принятые решения.