Больше рецензий

Anthropos

Эксперт

Человек в пальто, смотритель луж

21 октября 2016 г. 18:00

1K

4

История Эдипа – одна из самых известных в европейской культуре, мало найдется образованных людей, не знающих ее в деталях. В связи с этим может показаться, трагедию Софокла читают только для галочки или по той причине, что чтение древних греков позволяет почувствовать себя частью элиты. Однако есть нюанс – столь знакомый сюжет все равно захватывает и держит в напряжении, герои воспринимаются, как современники, живые люди со своими проблемами и страстями. Что, впрочем, не мешает прочитавшему все равно чувствовать свою элитарность.

Мне кажется, среди читателей трагедии можно выделить две большие группы. К первой относятся люди, усматривающие в сюжете доказательство неотвратимости предначертанного, бессилия людей перед деспотическими замашками Судьбы. Вторую составляют рационалисты, видящие в истории иллюстрацию самоисполняющегося пророчества. Интересно, какая из групп больше?

Небольшое отвлеченное наблюдение: чем старше произведение, тем легче во время чтения воспринимаются пафос и сильные, ярко выраженные эмоции героев. Если современный автор «вложит в уста» персонажа фразу, вроде: «О горе мне! Я буду оплакивать свою судьбу день и ночь», то это вызовет у читателей лишь усмешку и желание почитать другую книгу. Читателя романа девятнадцатого века такое восклицание может заставить поморщиться. А вот для древнегреческой трагедии оборот считается естественным и никому не досаждает. Понятно, дело в литературных традициях, путях развития литературы, общем культурном прогрессе. Кроме того, для любой эпохи можно найти массу исключений. Но факт все равно любопытный.

Комментарии


о это вызовет у читателей лишь усмешку и желание почитать другую книгу.

Аналогичной была бы и у древнего грека реакция на любого из модернистов (:


И у наших современников такая реакция не редкость, что уж там про древних говорить)


мы живём в окружении пещерных людей! :D


Какой-то советский писатель говорил, что инстинкт, заставляющий писать хулигана трехбуквенное слово на заборе, тот же самый, что заставлял оставлять на стенах рисунки первобытных людей.
Я вот давно подобных слов не видел (разве что английский аналог в виде граффити). Может мимо не тех заборов хожу?


Может мимо не тех заборов хожу?

общественные туалеты кладезь народной мысли! там и афоризмы, и стихи, а анегкоты, и рисунки, и вообще всё.


Понятно, дело в <...> общем культурном прогрессе.

чего-чего? а это как, простите?))


Прогресс во всех сферах культурной жизни цивилизации. Хотя наша культура базируется на принципах, придуманных еще в античности, с тех пор и в науке, и в искусстве было создано очень многое, что позволяет говорить нам о развитии мысли, т.е. прогрессе. А вместе с ним меняется и восприятие тех же произведений древних трагиков отдельными людьми.
А что вас смущает?


Прогресс во всех сферах культурной жизни цивилизации.

Например?

Развитие мысли?) Это очень интересно)) Попробуйте поставить рядом с мыслителем античности кого-либо из современных мыслителей. Что именно позволяет вам говорить о развитии мысли, т.е. прогрессе?

Не буду спрашивать о науке, допустим, вы знаток античной науки и техники. Но об искусстве подробнее, плиз. Что же "очень многое" было создано, на основании чего вы делаете выводы?)


Любой учебник по истории философии покажет, как именно менялись представления о мире, как развивалась мысль. Как знания накапливались, совершенствовались, появлялись новые теории и течения, как они в свою очередь развивались или опровергались. И все это на основе уже имеющегося. Если это не развитие, то что?
Самый просто общеизвестный пример. Платон давал такое определение человека: "Человек — существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях". Думаете современные науки - психология, антропология, физиология, философия и др. ничего не добавили к имеющимся знаниям учеников Платона?

Для искусства критерии подобрать сложнее, чем для науки. Можно указать на разнообразие стилей в любой области (литература, живопись, музыка...), да они могут существовать параллельно, но большинство современных не появилось бы, если бы не было предшествующих им.
Другой наиважнейший момент - менялось (развивалось) представление о том, что такое искусство. Долгое время в искусстве изображались реальное или напоминающее реальность. Затем наступила эпоха символа. Современное искусство нередко отказывает в существовании даже ему.
Предыдущий комментатор упоминал модернизм. Вы не согласны, что это гораздо более сложный, развитый вид искусств?

В целом я не очень понимаю о чем спор. Может вы расскажите почему считаете, что в культуре нет прогресса?


Ссылку на учебник, плиз, где говорится о развитии как о прогрессе, а не о подкреплении существующего учения дополнительными обоснованиями.

знания накапливались, совершенствовались, появлялись новые теории и течения, как они в свою очередь развивались или опровергались. И все это на основе уже имеющегося. Если это не развитие, то что?

Различные направления философских учений)

Платон давал такое определение человека: "Человек — существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях". Думаете современные науки - психология, антропология, физиология, философия и др. ничего не добавили к имеющимся знаниям учеников Платона?

Неужели добавили? И как теперь выглядит человек? Иначе, чем во времена Платона?)

Предыдущий комментатор упоминал модернизм. Вы не согласны, что это гораздо более сложный, развитый вид искусств?

Нет, не согласна. Это другое искусство. Их нельзя сравнивать.
картинка FATAMORCANA
картинка FATAMORCANA
картинка FATAMORCANA
картинка FATAMORCANA
Насколько "более сложный и развитый" - сделайте вывод сами. Модернизм - вторая картинка.

Может вы расскажите почему считаете, что в культуре нет прогресса?

Потому что его быть не может, элементарно же) "Прогре́сс (лат. progressus — движение вперёд, успех) — направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему." (с)
Прогресс имеется в области цивилизации. Цивилизация развивается. Культура пребывает. Время от времени происходит в культуре деградация, потом происходят подъемы. ((с) - примерное цитирование). Но не движение от простого к сложному, от низшего к высшему. Не развивается Толстой в Лучшеготолстого. Как и Платон остается Платоном и прогрессу не подлежит. И античные скульптуры не могут быть лучше. Они - античные скульптуры. А скульптуры Мухиной, к примеру, - это другие скульптуры, а не усовершенствованные античные.
Вы, наверное, шутите, что не понимаете очевидных вещей?)


Я понимаю понятие прогресса несколько шире, чем просто развитие от низшего к высшему. Но ваша точка зрения тоже имеет место быть. В данном случае, мне кажется бессмысленным спорить о понятиях (о них вообще очень часто не стоит спорить).
Спасибо, что высказали свое мнение.