Больше рецензий

AlexSarat

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 октября 2016 г. 18:50

533

4 Повести про (не) одиноких мужчин

Эрнест Хемингуэй – главный классик современности. Именно по его образу жизни выстраивается поэтичный образ привычек и жизни настоящего писателя, созидателя слова и знатока жизненных ценностей. Он создал стереотип, которым питаются многие писатели сегодняшнего дня. Но это касается писателей-мужчин, что очень по секситски, но и очень справедливо. Хемингуэй считал себя мужиком и, как следствие, писал он про мужиков и по мужски. Без лишних эмоций, но с жизненной точностью.

Главными лейтмотивами повестей Хемингуэя стали одиночество, измена, борьба, войны, Африка и много другое. Его любимые персонажи – одинокие мужчины (+ индивидуалисты), которые оказываются в пограничной для себя ситуации. Это их проверка на слабость, которую выдерживают не все. Наличие своей женщины рядом – обязательно, но чувство одиночества никогда не оставит его мужиков. Их одиночество ментально, оно в их психологии, но не в реальной жизни. И даже кучи африканцев, которые обслуживают их, этого одиночества не отменяют. Да здравствует колониализм!
Главное его тема – охота, которая организовывает экстрим. Осознание пустоты жизни – постоянное чувство каждого его персонажа. Африка – место столкновения первобытного и современного, лучшего места действия для концептуалиста не придумаешь; но сам Хемингуэй был достаточно простым, мне кажется, он случайно это сделал.
Что же мне удалось увидеть в его повестях еще? Давайте по порядку.

«Снега Килиманджаро»
Здесь есть только Он и Она. Его жизненный путь лежит через дебри войны, тропы дружбы и предательства. Он видел и чувствовал все, что нужно писателю; потом он заскучал и оказался на охоте. Она – борец, что также скучает. Ее финансовая поддержка помогает ему скучать еще сильнее. Он слишком много любил, слишком много требовал и в результате остался ни с чем. Так думает Он, а Она души в нем ни чает. Видно тут Хемингуэй описал себя, уж слишком личным и глубоким выглядит описание переживаний его персонажа.
Но при чем тут Килиманджаро?
Снега Килиманджаро стали постоянным образом и метафорой, что ассоциируются с Эрнестом Хемингуэем. Как будто вершина этой самой высокой точки Африки стала вечным владением самого Хемингуэя. Он же увидел в ней место куда все стремятся, но не доходят. Лишь после смерти мы сможем воспарить над ней и увидеть ее истинную красоту. Это остров спокойствия посредине дикого континента. Но мало кто понимает или догадывается об истинности первоначального смысла выражения Снега Килиманджаро, потому что мало кто читал повесть, а зря.

Он приехал за развлечениями, а оказался между небом и землей. Она уже ничто не может сделать. Они действительно одни на всем африканском континенте. Тут проявляется все волшебство творчества Хемингуэя. Через простоту его образов ты идешь сквозь ветра реальности, натыкаясь на разные смыслы бытия, но под твоими ногами всегда останется земля, которая не даст тебе упасть.

«Недолгое счастье Фрэнсиса Макомбера»
На авансцене три главных персонажа. Первый – собственно Фрэнсис Макомбер, богатый денди-парень из Соединенных Штатов, который хочет почувствовать шарм экзотической охоты. На пути к образу успешного охотника он во всех смыслах прыгает только в крайности – из страха в возбуждение, из стыда в чувство безграничности собственной силы. Второй – Уилсон, бывалый белый охотник черного континента. И третий – Марго Макомбер, вечная тень своего мужа; персонаж весьма корыстолюбивый, позиционируется как типичная самка, хочет лучшего и больше.
Пусть вас не смущает слова самка в моем описании. Хемингуэй пусть и считается гением литературы, но мыслил он очень типично, в рамках упрощенной традиционности, иногда даже чрезмерной. У него Она – самка, а вокруг нее приличествуют два самца, но разного склада, разных уровней воспитания. Но несмотря на их социальную разницу положений, ведут они себя типично одинаково – кто круче? кто главный? кто успешный? Между ними стоит лишь разница условий: "там" – деньги, тут – "сила". Это критерии социального успеха и биологического выживания.

В этой повести можно увидеть сущность мужественного. Что значит быть сильным, что такое сила и возможность быть первым парнем среди всех. Охота – метод испытания человека, Африка – место, где твои инстинкты первичны по отношению к твоим социальным навыкам, шкура льва – трофей и приз победителя, это отличительный знак главного среди равных. Эрнест Хемингуэй, скорее всего сам того не понимая, применил антропологический подход понимания природы мотиваций и поведения человека в художественной форме творчества. Что я имею в виду? У примитивных народов шкура льва – знак вожака, знак силы и выносливости, именно она дает право быть вождем. Только победив льва и достав его шкуру, он сможет располагать безмерных авторитетом среди своих соплеменников. Победив царя зверей, становишься царем людей.

Тут борьба также велась за шкуру льва. И кто-то в ней проиграл, а кто-то выиграл. Наша самка на это отреагировала, а рок судьбы подсластил интригу. Конечно же, здесь интерпретаций может быть гораздо больше. Моя одна лишь из них. Тут можно увидеть и тематику противостояние человека с природой, и найти проблематику семейных конфликтов, и проследить линию разломов кризиса среднего возраста. Каждый увидит что-то свое, я увидел это.
Несмотря на стереотипность автора, он описывает реальный опыт в пограничной ситуации. Экзистенциализм как на духу. Сюжет находится в постоянной интриги. Простота языка дает простые пути к познанию и пониманию. Мне такое сочетание нравится.