Больше рецензий

nuker

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

17 октября 2016 г. 21:57

548

4

Вишневецкий.

Встречал эту фамилию дважды, а может и больше, но именно два случаю остались надолго в памяти.
Первый случай это книга по истории - Субтельный "Украина. История"
Второй - фильм "Огнем и мечем" по одноименной книге.

Дальше...


По Субтельному запомнил больше дедушку Яремы - Байду:

Магнаты, которым принадлежала инициатива военного объединения казачества, были выходцами из немногих оставшихся неополяченными православных родов украинской знати. Среди них наиболее знаменит каневский староста Дмитро («Байда») Вишневецкий. Его головокружительная карьера и громкая слава часто мешают историку судить о том, что же в легенде о Байде — чистый вымысел и что — исторический факт. Как бы то ни было, достоверно одно: именно Вишневецкий в 1552—1554 гг. объединил разрозненные казацкие ватаги и построил на о. Малая Хортица, стратегически выгодно расположенном за днепровскими порогами, форт, который должен был стать сильным заслоном против татар. Таким образом и возникла Запорожская Сечь — колыбель украинского казачества.
Вскоре после этого Вишневецкий возглавил целый рад казацких походов на Крым и даже осмелился напасть на оттоманских турок. Когда же Речь Посполита отказалась поддержать этот антимусульманский «крестовый поход», Вишневецкий подался в Московию, откуда продолжал свои набеги на Крым. Впрочем, и там что-то ему не понравилось, и, вернувшись в Украину, он занялся Молдавией. Это была роковая ошибка Вишневецкого: молодаване его предали, он оказался в руках турок и был казнен в Константинополе в 1563 г. Доныне сохранились народные песни, прославляющие подвиги Байды.


Хотя там конечно же и Ярему вспоминают:

Казацкие полковники и есаулы отныне должны были выбираться из числа шляхты. Территория казацких поселений строго ограничивалась; каждый, кто попробовал бы без разрешения бежать на Сечь, должен был караться смертной казнью. Тысячи не внесенных в реестр казаков объявлялись крепостными. В довершение этих драконовских мер магнаты, и особенно Ярема Вишневецкий, ввели в стране жесточайший террор, без разбора хватая, пытая и убивая каждого, кто хоть отдаленно подозревался в неповиновении.
...
Поляки же при малейшей возможности отвечали на резню резней. Особенно яростным сторонником тактики шляхетского террора был Ярема Вишневецкий — богатейший магнат края. В своих левобережных владениях он мобилизует собственное хорошо вышколенное 6-тысячное войско, уводит с собой всех способных двигаться в обозе насмерть перепуганных шляхтичей, ксендзов и евреев и долгим кружным путем отступает на запад. И повсюду, где проходили отряды Вишневецкого, они оставляли за собой выжженную землю, усеянную трупами, не щадя ни казаков, ни крестьян, ни женщин, ни детей. И если Польша рукоплескала «подвигам» Вишневецкого, то украинцы теперь уже и слышать не котели ни о каких переговорах, поклявшись бороться с Вишневецким и другими магнатами не на жизнь, а на смерть.


Вот и все.

В фильме же подобная версия действий Яремы против холопов и казаков.

Прочитав две рецензии к этому произведению и остановился на второй. Уж очень заинтересовало меня мнения автора
Она не большая и я ее процитирую:

Отличная книга посвященная одному из самых неоднозначных деятелей Украинской истории князю Иеремии Вишневецкому..Одни называли его "Палачь Ярема"..для других он был кумиром и героем.Благородный с друзьями и беспощадный с врагами..Чужой в Польше и Украине...Правитель так называемой "Заднепровской империи"...В общем эта книга один из немногих исторических романов о Иеремии Вишневецком...К ненастью автору так и не удалось быть беспристрастным и объективным...И князь Иеремия по прежнему даже в этом романе остается тем же выдуманным палачем и кровопийцей...(((


Прочтя книгу Нечуй-Левицкого и вспомнив факты из фильма и книги Субтельного, я совсем не испытываю каких-либо сомнений насчет того, что автор что-то сильно исказил. Возможно добавил где-то красок, может что-то преувеличил, но не более.
Да автор не может быть беспристрастным, так как он украинец и любит свой край очень сильно, что видно из его произведений, но при всем при этом, он не показал только черное о Яреме, забыв о белом.

Теперь определимся с Черным и Белым.

Вот один из вариантов в двух цитатах от Николая Эйхвальда — историка, журналиста, поэта, блогера.

Два мнения о князе Иеремии


Это пишет украинец:

"Никто не мог сказать, чем же отличился, кроме жестокости,этот тщедушный человечек с мизерной фигурой, мелким лицом, с маленькими, хищными, будто взятыми взаймы глазами. Лучше всего отличался он под чужой командой. Малые способности, малые замыслы, лишь жестокость великая, а так - низость и ничтожность. Ни одной речи в сенате, которая была бы достойна внимания, сплошная патетика, пустое чванство и празднословие без границ".

А это - поляк:

"Повелитель с весьма отзывчивым сердцем и отец солдатам. Дисциплины спрашивал он железной, но в щедрости, ласковом отношении к людям и благорасположении, которыми дарил не только солдат своих, но и жён их с детьми, с ним никто не мог равняться. К бунтарям грозный и безжалостный, был он истинным благодетелем не только шляхте, но и всем своим подданным".

И далее: "С первого взгляда было ясно, что это внешность человека исключительного. В ней чувствовались железная, несгибаемая воля и величие, пред которым всякий невольно вынужден был склонить голову. Ясно было, что человек этот знает и свою силу, и своё величие, и, возложи завтра на него корону, он не удивится и не согнётся под её тяжестью".

Как говорится, было бы желание, а бумага всё стерпит.

Кстати, интересно: какой национальности был князь Ярёма? При всей анахронистичности этого понятия для Речи Посполитой 17-го века вопрос этот возникает. Экскурсовод в Жолкве, человек разбирающийся в теме в отличие от большинства людей этой профессии, рассказывал мне, что Вишневецкий - русин. Как и Жолкевский, например. Может, и так.



Нечуй-Левицкий по-другому видит Черное и Белое Яремы:

Черным для писателя, судя по книге, в Яреме является его жестокость, предательство веры, меркантильность, большое самолюбие и бесчувственность.
Белым же, пусть менее явным чем черное является его заселение людьми края в Лубнах, хозяйственность, простота в общении с солдатами и мелким мещанством (шляхтой), целеустремленность.

Приписать ему "малые способности, малые замыслы" как это сделал украинец из блога Эйхвальда тяжело. Человек осваивающий безлюдные края, стремящийся к короне, строящий огромный замок, собирающий и обучающий собственное войско уж никак не подходит под это определение.
Говорить, что он "ничтожность" еще труднее ведь он крупным магнатом был до восстания Хмельницкого.

С польским взглядом есть определенные огрехи. Ярема по произведению ну никак не являлся "истинным благодетелем не только шляхте, но и всем своим подданным". Шляхту воспринимал только как дорожку к короне и способ заявить о себе. Нормально обходился с мелкой шляхтой, которая ему беспрекословно подчинялась. Говорить о подданных, а точнее о том каким благодетелем для них был Ярема не возможно так как он таким для них просто не являлся.

Мне могут возразить по тексту, что Ярема не раз возмущается беззаботностью шляхты и ее праздностью и что по его словам это приведет к разрушению Польши, и в этом можно увидеть его преданность польской короне. Я вижу этот момент не так. В моем понимании это просто крах целей Яремы (корона на его голове) заставляет его переживать за чужую по факту для него страну.

Свое резюме по личности я бы сделал такое. Предав веру, проявляя жестокость к казакам и холопам, презирающий шляхту и думая только о королевском троне, сметающий все на своем пути к возвышению нельзя никак назвать героем Украины или верным подданным Польши. Магнат сам себе на уме.
А слог и произведение у Нечуй-Левицкого как всегда выше всяких похвал.