Больше рецензий

17 октября 2016 г. 10:49

992

3

«Музыкофилия» – красивое продающее название, но «Музыкопатия» было бы точнее. Оливер Сакс, в силу своей профессии нейропсихолога, описывает всевозможные странности и аномалии в восприятии музыки, зачастую вызванные несчастным случаем или заболеванием. Человек, до того равнодушный к нотам и клавишам, после удара молнии обнаруживает и самостоятельно развивает исполнительский и даже композиторский талант; другой вдруг теряет чистоту слуха – не полностью, а лишь в верхнем регистре; третий страдает музыкальными галлюцинациями, столь сильными, что просит выключить радио, когда оно и так не работает. Особенно трогательны истории из последней части книги, где речь идёт о серьёзных видах деменции и возможностях музыкальной терапии, эффективной в самых безнадёжных случаях. Музыка, пишет Сакс, может стать для пациента единственным, что сохраняет цельность угасающей личности. Сила музыки абсолютно универсальна для всех мировых культур – нет ни одной, где этот вид искусства не окружался бы почётом.
Тем не менее выходит так, что обычный меломан без ментальных отклонений, с которым мог бы ассоциировать себя читатель популярной книжки, не попадает в поле авторского интереса. Признаться, я ожидала от «Музыкофилии» научного комментария для именно любви к музыке и потребности в ней, природе «музыкального инстинкта», очевидно существующего вне каких-либо биологических резонов. Удивительно, что при попытке составить некую картину взаимовлияния музыки и мозга на основе «случаев из практики» (профессиональное резюме к которым зачастую констатирует отсутствие найденных нарушений) не освещается природа самой музыки как воздействующего фактора ни с нейрофизиологической, ни с какой-либо другой точки зрения. Музыка берётся автором как данность, без определений понятная всем, хотя подавляющее большинство примеров связано только с классическими композиторами. При таком ограничении я даже стала сомневаться, музыкален ли сам автор – как выяснилось по ходу чтения, он имеет соответствующее образование, играет на фортепиано и часто слушает музыку, что сделало ещё более странным кажущееся отсутствие любопытства к ней как таковой. А ведь часто ли люди задумываются, что на самом деле отличает музыку от шума (кстати говоря, и поэзию от прозы), какая математика лежит в основе благозвучия, почему для гармонии необходим диссонанс? – думается, всё это могло бы дать по крайней мере первичное объяснение многим «загадкам». Например, до какой степени можно объяснить терапевтическое воздействие музыки на боль простым фактом прохождения через организм колебаний правильной частоты (учитывая, что у фальшивящих скрипачей начинают ныть зубы)? Различно ли в таком случае воздействие живой и записанной музыки, а также самостоятельного пения? Определяется ли нейрофизиологией склонность к тому или иному музыкальному жанру? Справедливости ради, книга Сакса, конечно, не единственная и содержит неплохую библиографию, в том числе научные журналы. Однако «Музыкофилия» популярного автора, вероятно, скорее привлечёт внимание, чем более глубокие исследования.
P.S. Тексты из книги попадаются на экзаменах IELTS, а сокращённая аудиоверсия в очень приятном исполнении Саймона Преббла рекомендуется к использованию на учебных занятиях.