Больше рецензий

13 октября 2016 г. 19:51

2K

4

Так получилось, что на прошлых выходных ездила на экскурсию по Калуге и окрестностям: Шамордино, Оптина Пустынь, ну и Свято-Никольский монастырь, о котором идет речь в этой книге. Золотая осень, золото иконостаса, прекрасный храм, изумительная, вся в цветах территория - чудесные, светлые впечатления.
А потом - эта книга-исповедь, вся пронизанная болью и страданием - о том, как послушница так и не стала монахиней, а потом и вообще вернулась домой. Подавление личности, бесправие, унижения - далеко не полный список из того, что послужило этому причиной. В дискуссиях, развернувшихся в интернете по поводу этого произведения, часто звучит: Мария не была готова к служению, иначе всё было бы ей не в тягость, а в радость.
Печальное остается послевкусие и от книги, и от полемики. Сплошные вопросы без ответов: а таким ли должно быть служение в принципе? Почему люди сами выбирают его самые жесткие средневековые формы? Нужна ли Богу, который есть любовь, наша жестокость к себе и к другим под знаменем веры? Возможна ли аскеза без жестокости?
Наверное, эти вопросы еще и "слезинка" Достоевского навеяла - он ведь тоже в этих местах бывал, в Оптиной...
Так много было этих "слезинок" за один только ХХ век, что досадно прибавление еще одной - неужели чаша не полна...

Комментарии


Но ведь подавление личности, бесправие - именно это и есть послушание. Когда человек идёт послушником, он должен быть к этому готов. А иначе куда он идёт, на что рассчитывает? Я сейчас не хочу обсуждать, нужно и должно ли такое послушание, я о том, что если шла сознательно в послушницы, не могла не знать, на что идёт. Не выдержала - я нисколечко не осуждаю (я бы точно не выдержала), но! - не жалуйся, тем более публично.


Мне казалось, цель послушания, монашества - это духовное возрастание под руководством опытного наставника. А всевозможные ограничения, аскеза - инструменты, а не самоцель. А в реальности получается, к сожалению, так, как Вы пишете: послушание = подавление личности... Что же касается обнародования этой истории, то человеку свойственно фиксировать именно горький, травмирующий опыт. Не обязательно для того, чтобы публично пожаловаться - чтобы привлечь внимание к фактам, сделать определенные выводы, предостеречь других людей, предложить им взгляд с другого ракурса, помимо розовых очков. Или же Достоевскому не стоило писать о гражданской казни и каторге, Ахматовой и сотням других поэтов - о несчастной неудавшейся любви, Солженицыну - о ГУЛАГе...


Насколько я знаю, цель православных монастырей всегда стремилась к самозабвенному служению Богу, и вот для достижения этого самого самозабвения в буквальном смысле слова и полагалось такое послушничество. Но люди-то в большинстве своём далеки от праведности даже в монастырях, потому не исключено, что переходится тонкая грань, за которой уже унижение ради унижения, подавление ради подавления и злоупотребление властью. А надо ли это описывать. Согласна, что как предостережение тому, кто не очень представляет эту жизнь и рисует её себе идеализировано или даже романтизирует. Не очень согласна с Вашими примерами (Достоевский, Солженицын), ведь там не идёт речь о добровольном выборе каторги или ГУЛАГа. Да и с неразделённой любовью сложнее. А вот несчастной любовь не бывает:)
Не бывает любви несчастной.
Может быть она горькой, трудной,
Безответной и безрассудной,
Может быть смертельно опасной.

Но несчастной любовь не бывает,
Даже если она убивает.
Тот, кто этого не усвоит,
Тот счастливой любви не стоит...


Св.Максима Грека братья -монахи даже от Причастия отличали и в темнице держали..