Больше рецензий

Cuore

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 октября 2016 г. 00:05

2K

4.5

Правда, я — лес, полный мрака от темных деревьев, но кто не испугается моего мрака, найдет и кущи роз под сенью моих кипарисов.
Фридрих Ницше, "Так говорил Заратустра"


В подборках про самые страшные леса в мире вы такой вряд ли встретите. На худой конец, в этих статьях можно будет пощекотать нервы очередной легендой о лесе Аокигахара или же о лесе Кричащих Призраков в графстве Кент, но о Лесе мертвецов там не будет ничего. Не стоит думать, что Гранже тут что-то выдумал – поверьте, это было бы слишком поверхностно для такой занимательной истории.

В Париже плачет одинокая женщина, горюя над разбитым сердцем (в очередной раз!). Одинока ли она, это тоже, впрочем, вопрос хороший. Зовут её: Жанна Крулевска. Следственный судья. Это приговор, все четыре слова – имя, польская фамилия (досталась от отца, который, впрочем, вряд ли так может называться), а вот два последних слова уже куда весомее – здесь, по крайней мере, можно понять, что за персону пригласил в этот кровавый ад мракобес Гранже. Профессия – следственный судья, потёмки души, глушь лесная -

В этом лесу ты потеряешь самого себя и (может быть) найдёшь, но
Это вряд ли будешь тот самый ты, которого ты потерял.

Это будет какой-то другой и (может быть) совсем не человек, а что-то, что ты (может быть) оставил, но иногда оказывается, что и оставлять-то было нечего.

В Париже находят, разумеется, кровавые трупы, один кровавее другого. Место преступления – настоящий пир и отдельная пометка – не подпускайте беременных и впечатлительных к сценам про каннибализм и поблёскивающие грязной клоакой кишки жертвы – это даже не прославленный Саймон Беккет с Тесс Герритсен – это лично Гранже, который открывает дверь ногой, в зубах у него сигарета, волосы сальные, рубашка нуждается в стирке, а на физиономии недельная щетина. Гранже всё равно, он хрипло хмыкает и вываливает прямо на стол всю анатомию, изгрызенную, вымазанную в экскрементах, правду-матку, сожранную и переваренную его же равнодушным к таким обедам желудку. Жри(те). (Гранже всё-таки француз, поэтому он вежливый).

В какой-то момент становится ясно, что Гранже, пишущий о женщине – это совсем не тот обычный Гранже, который пишет о мужчине. В конце концов, он местами забывается, поэтому Жанна Крулевска начинает казаться похожей на Пьера Ньемана в исполнении Жана Рено, щурить один глаз, хрипло хмыкать, вытаскивать из огня попадающих в беду мужиков, говорить идеально на трёх иностранных языках, приходить в нехорошие места, будто бы заранее зная, что они вот-вот таковыми станут. Потом Гранже вспоминает, практически давится своей сигаретой (он же всё-таки француз) и пишет, что вообще-то Жанна мечтала о туфлях из журнала «Вог», хотя, читатель между строк очевидно увидит, что мечтала-то Жанна вообще не о туфлях. Мечтала она о всеобъемлющей любви, которая затмит любой лес, полный мертвечины – главное, чтобы принц повёл её куда надо (к алтарю, потому что Жанна всё-таки наполовину француженка). О любви мечтают и другие, заблудившиеся в лесу одиночки - здесь вообще нет ни одного счастливого в семейной любви персонажа. Каждый из них по-своему одинок, болен в переносном смысле - то работой, то издержками этой работы, то искалечен в детстве, то просто так. Пожалуй, самый счастливый персонаж появится на минутку в самом начале и упорхнёт на какое-нибудь чисто-французское свидание (это была секретарша Жанны Крулевски, но вы о ней вряд ли вспомните - здесь, чтобы кого-то запомнить, неплохо бы, чтобы его для начала расчленили и съели).

Одиночество добивает, ведь даже героиня, то плачущая, то заправски крушащая налево-направо местную парижскую бандитскую клоаку, чаще всего вспоминает о тех или иных событиях по фильмам (типа "знаете про Виктора из Аверона? - Нет, но я смотрела фильм!"), цитирует по памяти великих философов прошлого, глушит извечное французское винишко и периодически предаётся преступному сладострастию по разным поводам. У Гранже довольно своеобразное представление о женщинах, ну да ему можно простить - с таким-то мрачным слогом, как у него, сложно представить, что он вообще когда-то был женат (хотя, конечно, был - он, в конце концов, француз). В общем, эта упорная Жанна, почти как Жанна Д'Арк, несётся в самую гущу событий и ничего не может её остановить - тут тебе и тысяча чертей, каналья, долг, честь и достоинство, все дела, а ещё очень важно доказать, что она лучшая судья во всём Париже, о чём тоже наверняка нашёл бы что сказать тот же Фрейд (но он австриец и тут немножко неудобно вышло). Жанну мимолётно клеят различные неинтересные мужчины, которых она даже особенно и не замечает (как уже отмечалось выше, если бы такого мужчину расчленили или хотя бы какой-нибудь банальный пожар, тогда было бы куда проще), но и так понятно, что призвание Жанны - вовсе не амур-тужур и французский круасан на завтрак, а погоня в горячей крови и собственная тёмная история детства, преследующая постоянно. Тот же лес, но персонажи в нём другие.

И лес, конечно, появится в финале – вполне настоящий лес, но в книге, полной Ницше и Канта, вряд ли можно отнестись к этому серьёзно. И здесь лес – это даже больше чем просто метафора. Это главный персонаж книги, это одно из ключевых мест, где происходит развязка, это эдакий тарантиновский чемодан, вечная цель, в погоне за которой умирают герои, так и не поняв одного – лес всегда был прямо у них перед носом. Лес буквальный и лес метафоричный – и тот, о котором писал тот же извечный Ницше, и тот, который в самом деле встретил Жанну Крулевску. В действительности, угадать, кто же самый настоящий злодей, не составит большого труда тем, кто уже набил руку в поисках гипотетических садовников (да и к тому же, каждый знает, что садовник в лесу – персонаж абсолютно лишний в таких декорациях).
Но разве это плохо?

Мораль тут одна, как бы хочет сказать Гранже (но не может сказать прямо, он, в конце концов, действительно француз) – у каждого из нас есть такой лес. В нём очень темно и, конечно, «этот лес кусается». Иногда, ровно как у того же героя, взгляд каждого такого заблудившегося в лесу, обращается внутрь себя. На «Я» каждого, у кого внутри шумят покрытые мраком леса.

Не такие, конечно, мрачные, как у Жан-Кристофа (впрочем, если вы тоже родом из Франции, то сами понимаете, о чём я).

Комментарии


Гранже, пишущий о женщине – это совсем не тот обычный Гранже, который пишет о мужчине.

Вот и я заметила, что в женщинах Гранже полный ноль)


У Нёсбе тоже не особенно, да это вообще, как погляжу, общая беда для авторов-детективщиков. Женщины дело тонкое!


Видимо факт.
Да, мы такие :))


Вот и я заметила, что в женщинах Гранже полный ноль)

Совсем? А я так надеялась...) Пока только "Мизерере" читала у Гранже, думала эту следующей взять.


Совсем :(
Эту книгу не читала, по другой поняла... Так что, рискни, может, сложится ;)


Пожалуй, попробую...)
А что ещё есть у Гранже стоящего? "Мизерере" меня прям очень впечатлила.


Мне Мизерере тоже понравилось, а после второй я остановилась - дерьмо полное, уж прости.
Фильм смотрела по его книге, которую хвалят - Багровые реки, еще Пассажира хвалят...


Да чо уж, не все книги удаются.
Надо будет тоже глянуть.


Я читала и писала про "Присягнувшие тьме" и "Багровые реки", ну и сейчас понимаю, что признавая вот вообще все минусы, которые ему вменяют, я всё-таки за Гранже. "Багровые реки" хороши, но мне кажется, там он только ручку расписывал. Он крутой. Возьму "Мизерере" следующей как раз)


А я "Лес мертвецов".)


А ты Черную линию прочти, там непросто минусы, там глупость на глупости((


challenge accepted!


жду!:))


Спасибо за рецензию!

Читала давненько, но настолько страшно местами было... Сейчас смешно, конечно, но тогда я прям впечатлилась. Пожалуй, самый страшный роман, прочитанный мной у Гранже. Причем, как то в процессе чтения, из кухни донеслись звуки включенного "Ретро-FM" с песней «Porque te vas», так я, если честно, чуть не поседела :))))


Спасибо за спасибо)
Жуть! Могу представить)) У меня она в голове всё время звучала, ну а так, если бы по радио, я бы ваще-ваще впечатлилась.