Больше рецензий

Count_in_Law

Эксперт

А мы тут плюшками балуемся...

9 октября 2016 г. 09:26

1K

3

Странная книжка. И мне совершенно не понятно, чем руководствовалась автор, когда писала её именно в таком виде и содержании.
То есть я понимаю, почему большинство читателей видят в ней мифологию сказки и глубину аллегорий, но отказываюсь принимать смешение этого всего с инородными и даже чуждыми основной идее элементами.

Итак, у нас есть мальчик, навернувшийся с аттракциона и получивший тяжелую черепно-мозговую травму, и есть его родители, условно грешные и мучимые чувством вины, каждый по своей собственной причине.
А еще есть 2 слоя повествования - относительно реальное и мифологическое (желающие вполне могут назвать это Явью и Навью, хотя лично мне претит тянуть в славянскую мифологию терминологию, которая придумана, если верить большинству ученых, неоязычниками и изложена только в подделке некого первоисточника).
Поначалу вся история с перевоплощением непутевой мамаши в бомжа, а изменника-папаши в паука, как и блуждания их чада по зачарованному лесу, где правят Баба-Яга и Кащей Бессмертный, казались мне достаточно интересными. Описания цепляли за живое, молочная река с опасными кисельными берегами вызывала ухмылку, хорошо написанный и продуманный текст летел вперед и жестко бил по мозгам, а сами события оставляли пространство для интерпретации. Хочешь - можешь верить автору дословно и считать книгу магическим реализмом или чем-то вроде, не хочешь - пожалуйста, оценивай всё как метафору (не первый случай в литературе, когда события в измученном сознании-подсознании преломляются в причудливые формы и двоятся-троятся в кривых зеркалах).

Но чем дальше я читала, тем меньше роман мне нравился.
Если автор задумала отстраивать на новый лад мифологию славянской сказки, то зачем потащила сюда бодягу с концом света и обличением новоизбранного российского президента (который своей серо-зеленой после неизвестного отравления мордой лица сильно напоминает историю с Ющенко)? Социально-политический манифест ширится, обстановка нагнетается, а зомбированные телевизором, новостями о недружелюбных заграницах и песенками про "шоколадного зайца" людишки явно не вызывают у Старобинец особого сочувствия. То ли дело дети-инвалиды - эта беспроигрышная "одноногая собачка", которую нужно спасать, жалеть и, конечно, безоговорочно любить...
Но есть здесь кое-что и похуже памфлетности. Сказочный канон ближе к финалу окончательно и бесповоротно съезжает в сторону христианских догматов. Родителей зовут Мария и Иосиф. Главный антагонист, хоть и женщина, но носит говорящее имя Люсифа (Люцифер), да и действует такими знакомыми методами - нашептывает людям всякие гадости, заставляя делать нечто плохое или неправильное. Все потуги с чужими телами и "испытаниями" начинают всё больше отдавать концепцией чистилища. Мальчик, который сын Марии и не совсем Иосифа, в итоге (спойлер!) приносит себя в жертву во имя спасения условного "человечества".

И тут наступает полный трындец, а по научному - когнитивный диссонанс.
Как связана сказка и Библия? Уместно ли мешать язычество с канонами религии? И причем здесь, повторюсь, странный Апокалипсис, горы Алтая и политические воззрения автора?..

Увеличение числа ингредиентов не всегда ведет к улучшению вкуса и качества блюда.
Замахнувшись на слишком многое, сильно рискуешь получить странный винегрет, опошлить всё и сразу.
И это, по-моему, как раз тот случай - когда автор просто не сумел вовремя остановиться, ограничившись парой-тройкой основных идей.

Приятного вам шелеста страниц!

Книга прочитана в рамках 4-го Тура игры "Бесконечное приключение"

Комментарии


Очень согласна с Вами. Вы, можно сказать, прочитали мои мысли). Только я не умею их так хорошо излагать, как это получилось у Вас :)


Рада, что еще у кого-то книга вызвали столь же смутно непростые впечатления :)


Полностью согласна, получился безвкусный винегерт. Только отсылки тут скорее на иудаизм, чем на христианство — большинство концепций чисто еврейские, да и презирает автор явно православную культуру.


Прямо презрения к православной культуре я не увидела, правда.
А в иудаизме, если честно, не разбираюсь, поэтому дискутировать, чего там больше, не готова, простите :)


Мне показательным кажется момент, где православный русский патриот называет главную героиню "жидовкой", кричит, что она не может быть девой Марией. Но, должно быть, я воспринимаю слишком близко к сердцу и потому ошибаюсь


Может, у автора просто наболело? Ксенофобия-то не редкость в современном обществе, а самые ярые патриоты обычно ещё и националисты.
Не вижу в этом презрения к культуре. Скорее, тот же социально-политический манифест, которым там много что оборачивается.