Больше рецензий

9 октября 2016 г. 01:40

2K

4 Литературная хрестоматия Шрёдингера

«...ибо что такое ваш космос, как не прибор, содержащий кусочки цветного стекла, каковые благодаря расстановке зеркал предстают перед нами во множестве симметрических форм, —если его покрутить, заметьте: если его покрутить...»

Владимир Набоков «Под знаком незаконнорождённых»

Не стоит бояться романа "Калейдоскоп", начитавшись важных статей и обзоров о том, насколько это толстое, многоотсылочное и постмодернистское повествование, охватывающее целые культурные пласты и сшивающее их в одно общее калейдоскопически-космическое полотно. Кстати, больше всех об этом говорит сам автор. Читается роман достаточно легко, а пугающая разрозненность новелл-глав поначалу пропадает уже через несколько фрагментов, потому что вырисовывается та самая симметричность калейдоскопа — тонкая линия общего, где помимо сквозных персонажей, знакомых друг с другом, повторяются отзвуки образов и мотивов.

Интересно ли это читать не литературоведу, который не поймёт и половины тех цитат и реминисценций, что щедро уплотнили текст? Будет, конечно. Все отсылки здесь — только приправа, пасхалки для своих и знающих. Впрочем, Кузнецов любезно приводит список маст-рида для понимания книги в конце. Список, кстати, довольно куцый и по большей части освещает XX век, в то время как автор ныряет и в более ранние первоисточники, а то и вовсе цитирует нелитературные прецеденты — фильмы, к примеру. Это уже второй уровень пасхалки. И вот тут мне надо связать сразу две мысли. Первая мысль, что отсылок много и текст плотный. Вторая мысль — что, Кузнецов очень любит Пинчона и старается быть на него похожим. Но чтобы быть похожим на Пинчона, недостаточно просто быть хорошим литератором, владеть словом и стараться писать, как он. Для этого нужны крепкие яйца и смелость. Пинчон не то чтобы плевать хотел на читателя, но мало заботится о удобстве тех, кто будет погибать внутри его текстов. Кузнецов же явно волнуется о том, а уж не пропустит ли читатель очередную отсылочку, не прохлопает ли ушами что-то такое умное, модное и спорное, на что он хотел бы кивнуть и указать пальцем, дескать я вот читал, понял, переработал. Поэтому большинство "горячих" точек подсвечены, выделены. Может быть, поэтому и список в конце. Собственные переживания на фоне этой литературщины плавятся и выглядят даже немного чужеродно — эта вечная рыжая, явно вынутая из закромов собственной памяти, этот псевдособеседник, который вдруг врывается в текст и рассказывается байки про то, как вот мы с Коляном варили мет в фургоне в две тысячи четвёртом, а в конце байки обязательно мораль или афоризм, чтобы притча и не зря вставил.

Но это я ворчу сейчас, как старая бабка, потому что не слишком люблю, когда автор так задирает нос перед своими читателями, одновременно при этом тыкая их в важное уж слишком явно. Как будто он сомневается в этих самых читателях. Как будто эта энциклопедическая литературная хрестоматия Шрёдингера. Она одновременно писалась и для профи литературоведов, и для обычного среднестатистического читателя, который не всегда обращает внимание на висящее посреди стены ружьё. Повешу-ка я туда гаубицу.

И — нет — я не говорю, что отсылки здесь очевидны. Потому что сама я треть списка не читала, треть читала очень давно, а что-то точно не уловила по собственной невнимательности. Но эта нарочитость и демонстративность постмодернизма — ну детский сад. Мам, смотри, я еду без рук! Мам, смотри, я написал постмодернизм почти в тысячу страниц!

Впрочем, снова ворчу. Книга-то неплохая, даже хорошая. Огонька в ней нет и шила в заднице, а всё остальное, что должно быть в неплохой книге, — есть.

Комментарии


Секс-то есть?


У меня или в книжке?

Кузнецов без секса — деньги на ветер.


Более всего я забочусь о тебе


Awwwwwwwwwww!
Мне Изя напел, что секс — для слабаков.


"Жил один еврей, так он сказал, что всё проходит"
Сегодня приснилось, что ты заведовала в СПб производством энергетических напитков с чрезвычайно высоким содержанием кофеина, причем производство располагалось рядом с моим домом. А мне как в вялотекущем триллере Финчера поручили расследовать всё противозаконное в этом деле


Хороший сон. Всё верно: уж если энергетический напиток, то что кофеин-то жалеть?


По ходу действия я им обпился и пошёл писать статью для журнала


А "про что" книжка-то? ;) Или просто игра в бисер?


Про что сборник рассказов на более чем 30 штук? Про жизнь.


Увидел слово "роман"... ;) Кэрролловская Герцогиня во всем искала мораль, а я, как человек театра, ищу конфликт. Потому и спрашиваю.


Я понимаю, что это странно прозвучит, но я получил большое удовольствие от вашей рецензии. Она отлично написана и местами очень (по делу) смешная. Финал - про "я еду без рук" - буду цитировать знакомым :)

Единственное, что я хочу сказать: моя любовь к Пинчону сильно преувеличена критикой. То есть я его люблю, но я много кого люблю. И точно на него не ориентировался, когда писал книжку. Уж скорее Перек... да и то не факт.


Спасибо, что отметились =) Я, к сожалению, не могу провести чёткую параллель к Переку, так как читала только "Жизнь способ употребления", а Пинчона гораздо больше. Но тут у меня вообще не хватает прочитанного в целом, чтобы вас нормально трактовать, хоть на каком-то критическом уровне. С другой стороны, если я буду ждать, что всё это прочитаю, то эдак и вовсе никогда не прочитаю. А книжку я специально заказывала, потому что после "Нет" очень хотелось почитать что-то ещё.


ну, если вы читаете по-английски, то, конечно, для любителей Пинчона господь в своей милости сотворил Дэвида Фостера Уоллеса. Вот человек, у которого была смелость и крепкие яйца (что ему, увы, не помогло в конечном итоге)!
А под Переком я именно "Жизнь..." и имел в виду, кстати.

При этом, конечно, я буду настаивать, что для того, чтобы меня читать, читать все остальное вовсе не надо.
Да и вообще, мне так надоели эти разговоры про постмодернизм, что следующий роман вообще напишу без цитат и аллюзий, вот! :))


следующий роман вообще напишу без цитат и аллюзий, вот! :))

Отличная идея.


Вот вы, пацаны все Ницше-Ницше, мир, как воля и представление; сверхчеловек; здоровое прославляет жизнь; упадочное представляет собой разложение и болезнь. А Ницше твой, между прочим, был глубоко больным человеком. в конце жизни вообще головой поехал. Вот стоит ему доверять, скажи на милость?