Больше рецензий

Kassia

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 октября 2016 г. 15:47

973

1.5

Давно я не читала такой пурги. Наш епископ когда-то мне говорил, что на него эта книга в юности очень повлияла в смысле понятий о христианстве. Ну, такая пурга, наверное, только на вьюношей и способна влиять )) Еще как-то раз, когда я посетовала, что в православии не создали синтеза Метохита с Паламой, т.е. между θεωρία научной и исихастской, он сказал, что такой синтез создал Кавасила, - собственно, я потому и решила его почитать, что там за синтез такой. Сплошное разочарование! Не знаю, как наш епископ читает книги )) Никакого такого синтеза у Кавасилы нет и в помине, да и вообще ни слова нет ни о каких научных занятиях. Единственный раз, когда он говорит о мирских занятиях, это когда заявляет, что христианин может помнить о Христе и размышлять о Нем непрестанно при любом деле: тело чем-то занято, а ум занят Христом, чьи учения и страдания надо, мол, постоянно обращать в уме, чтобы не оставалось времени на мысли о чем-то пустом и греховном. Из этого очевидным образом следует, что Кавасила имеет в виду исключительно такие занятия, которые не требуют умственных усилий. Этакая замена исихастской умной молитвы для мирян, как я понимаю. Но для человека, занимающегося интеллектуальной, творческой и вообще любой деятельностью, где нужно хоть как-то думать головой, у Кавасилы, получается, никакого христианства нет вообще. В ад, все в ад.

Что до прочего, то эта книга - просто фантастический роман какой-то. О жизни во Христе рассуждает в таком духе: первородный грех от души Адама передан телу, а от него - "происшедшим от него телам, а от сих тел переходит на души", это "ветхий человек", "семя зла", которое мы "получили от предков вместе с самим бытием, мы не знаем и одного дня чистого от греха, даже и не вздохнем ни разу свободные от зла". Такое ужасное состояние не снимается ничем, кроме крещения: крещение это такое волшебное прямо-таки действо, что в один миг "от сих тягчайших уз, от сего осуждения, от болезни, от смерти освобождает купель и так легко, что не требует и времени, так всецело и совершенно, что не оставляет и следа, и не только освобождает от зла, но и доставляет противоположное расположение" - к добру то есть. А без крещения, получается, никто никакого добра совершить не может и даже дышать не может без греха.

Но это еще не все. Все некрещеные для Бога просто не существуют. Вот прямо так: "позна Господь сущия Своя", т.е. христиан, а остальные, не христиане - "не сущие", и о них сказано "не помяну имен их устнама моима", т.к. "незнаемы и неявлены те, кои поставили себя вдали от оного света". Чтобы родиться и получить настоящее бытие, надо креститься, иначе тебя нет. "Ибо ни для глаз без света не бывает ничего ясным из того, что может быть видимо, ни для Бога не бывает знаем тот, кому не случится принять луча оттуда".

Не знаю, кому как, а меня такие рассуждения ввергают в тяжелое недоумение. Кстати, Григорий Палама в одной проповеди тоже заявил, что разница между христианином и остальными людьми - как между человеком и животным (вот прямо так! мол, только крещение делает человеком). Вот интересно, как эти авторы ни разу умудрились не задаться простейшими вопросами, которые возникают тут же? Объяснение на ум приходит лишь одно: синдром греческо-римской ойкумены. Только живущие на этом пространстве суть люди, а остальные - какие-то проклятые существа с песьими головами. Вообще, конечно, христианские проповедники много говорят о смирении как высшей добродетели и о гордости как страшном пороке, но на деле они частную гордыню заменили гордыней коллективной, гордыней "христианского мира", и эта гордыня раздулась прямо-таки до непомерных размеров. Авторы вроде Григория Богослова себе не позволяли таких виражей мысли, как Кавасила. По ср. с тем, что Григорий Богослов говорил о "ненаших наших" и наоборот, это просто небо и земля. За 1000 лет христианское самообожествление далеко продвинулось, да-с.

Застолбив за крещением такую роль очеловечения человека, НК рассуждает о других таинствах. И все эти рассуждения смахивают на чистую магию. Т.е. вот человек крестился, миропомазался и якобы мгновенно преображается и получает божественную силу творить всякое добро и жить хорошо, а уж причащение вообще дает нам все, что только пожелать можно. И так там это расписано, что впору подумать, будто если я попричащаюсь немного, то получу столько божественной помощи, что бери - не хочу, и быстро стану святой. в общем, там такое описание этой христианской жизни, что остается только спросить: ну, и где?? Правда, НК все-таки однажды возвращается нененадолго на землю и оговаривается, что мол, мы потому не имеем всей этой силищи и она в нас не проявляется, что после детского крещения много грешим и не подвизаемся. Ну, пардон, даже если и так, я знаю и людей, которые крестились не в детстве, а вот чтобы они сразу же вот так изменились, как у НК написано, такого никогда не видела )) Я бы еще понимала, если б после крещения у человека в самом деле менялось функционирование психики и организма, так чтоб это было заметно - в самом деле, ведь отцы учат, что Христос "обновил человеческую природу" и что вхождением в церковь мы входим в это самое Тело Христа, становимся и сами Его членами итп. Казалось бы, уж такое-то запредельное благо должно как-то ощущаться, нет? А так такое ощущение, что где-то тут подвох. В общем, вся это кавасиловская жизнь во Христе выходит каким-то волшебной сказкой, не имеющей никакого отношения к реальности.

Затем, порассуждав о церковных таинствах и их невероятной силе, НК переходит к их совершителям и выдает дистиллированную апологию институциональной церкви: "Ибо нет совершенно никакого блага, сообщаемого от Бога избавленным людям, которое бы получалось без посредника между Богом и людьми, а найти посредника, и получить, и принять от Него все блага ничто не дарует, кроме таинств". В общем, без таинств - и соответственно, попов - ты ноль и даже вообще не существуешь. Милое богословие.

Наконец, в последнем слове вся эта пурга усилилась до такой степени, что я уже местами с трудом могла понять, о чем это он. Но в общем, ощущение, что это такой аутотрениг. Мол, Христос нам все дал и теперь мы можем легко стать святыми! И мы должны Его за все это пламенно любить и ни о чем и ни о ком больше не думать! ни к чему и ни к кому больше не стремиться! никого и ничего, кроме Него, никогда не желать! Мы должны Его любить, любить, любить! От иных наставлений полное впечатление, что надо себя к этой "любви" прямо-таки насильно принуждать, постоянно возгревая в себе соответствующие эмоции. Как-то это уже истерией попахивает, честно говоря... И любящий Его и надеющийся на загробный рай, мол, постоянно духовно услаждается неизреченной радостью.

Причем НК оговаривается, что в земной жизни человек "всецело блаженным" быть не может, т.к. имеет ум и волю, и "дабы быть всецело блаженным в будущности, необходимо, чтобы он обоими силами приблизился к Богу и соединился с Ним, умом чисто созерцая Его, волею совершенно любя Его", но т.к. в здешней жизни умом пребывать постоянно в созерцании нельзя и "чистого созерцания Бога нельзя найти", то это блаженство будущего века, а в здешней жизни единственное блаженство - обратить всю волю и любовь к Богу и с верой уповать на будущее. У кого вся воля и желание направлены ко Христу и во Христе, в том уже никакой своей воли и желания нет, они бездействуют (ну да, то самое "пассивное претерпевание божественного", как Максим и иные отцы учили), а если не так, то мы не исполняем своего предназначения. Не моги ничего желать, кроме Христа! Иначе не получишь никакой благодати, точнее, она в тебе не подействует: "Так как раздаятель всех благ Он, то если не всю волю устремим к Нему, но несколько хотения будет направлено вне сего сокровища, оно останется недейственным и мертвым".

В общем, читала я все это и каждый раз, закрывая книгу, думала: ну и пурга! Какое все это отношение имеет к реальному человеку и его физико-психическому устроению, к реальной жизни, к здоровой психике и пр.? Это не жизнь, а... не знаю что. Православное фэнтези.