Больше рецензий

Uchilka

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 октября 2016 г. 10:14

449

4

Похоже, любой брак состоит из трёх обязательных компонентов: кражи, обладания и расплаты. («Миссис Хемингуэй»)


Это был необычный опыт. Кусочки биографии сразу четырёх женщин, которых в жизни связывало одно – статус жены Эрнеста Хемингуэя. Все они – Хэдли, Файф, Марта и Мэри – по очереди были супругами писателя. Каждая любила его и готова была не всё, чтобы его удержать. В основе романа Наоми Вуд «Миссис Хемингуэй» лежат реальные факты, но сам сюжет – плод воображения автора, о чём она прямо говорит в послесловии: «Эта книга – художественное произведение, не претендующее на историческую достоверность». Там же автор приводит список посвящённых этим женщинам документальных книг и статей, а также даёт ссылки на сайты, где можно посмотреть фотографии.

Мнение о книге менялось постепенно. Если начало вызвало недоумение, ибо меньше всего хотелось читать ванильный роман о любви, то перетерпев все «Эрнест – красавец», «Эрнест – мечта любой женщины», «Эрнест – потрясающий любовник», постепенно складывалось более приятное отношение к прочитанному. Хотя, если честно, вся та художественная обработка, проделанная автором, мне не очень понравилась. Диалоги показались странными, порой совсем неубедительными. Эпоха джаза показана блёкло, военное и послевоенное время ещё хуже. Наверное, автор сочла лишним обращать более пристальное внимание на антураж, ведь речь у неё совсем о другом. А вот структура книги просто отличная. В романе четыре главы, каждая из которых посвящена очередной жене Эрнеста Хемингуэя. Каждая начинается с конца их любовной истории, затем идёт флэшбек к знакомству, и через развитие отношений приходит как раз к тому месту, с которого всё начиналось.

Ты всегда любишь лишь в самом начале, когда любить легче всего. (Файф)
Эрнест без женщины – это Эрнест в поисках женщины. (Марта)

Про самого Хемингуэя, по крайней мере, про его творческий путь, мы знаем вполне достаточно, но как складывалась судьба женщин, которых он любил и которые боготворили его? Книга отвечает на этот вопрос. Признаюсь, любопытно было заглянуть за кулисы семейной жизни каждой жены писателя. Всем им выпало по несколько лет счастливого существования рядом с таким непростым человеком, и всем пришлось переживать разлуку. Хемингуэй здесь предстаёт как харизматичный, буквально неотразимый мужчина, который быстро и страстно влюблялся. Причём, ему мало было отношений на стороне, он всегда стремился заключить брак с каждой своей любовницей. А каждая действующая жена при этом, разумеется, безмерно страдала. Кроме того, каждая жена страдала также и от других пороков, сопровождающих гения. Например, от пьянства и даже от рукоприкладства. Больше всего меня, конечно, удивил факт дружбы жён. Так Хэдли до конца дней поддерживала связь с Файв, да и остальные тоже общались между собой. Видимо, развод с Эрнестом их только сближал.

Во всей этой мешанине счастья и страдания кое-где проглядываются и лоскутки эмоций, посвящённых творчеству писателя. Вот так, например, третья жена Хэмингуэя Марта говорит о литературном труде мужа:

«И восходит солнце», «Прощай оружие», «Смерть после полудня», рассказы – молодые писатели штудировали все произведения Хемингуэя, ища в чём его секрет. А никакого секрета не было: он просто расставлял простые слова в самом естественном для них порядке, как река укладывает на дне холодную гальку.

Точную оценку книге дать невозможно. Она, конечно, интересная в плане знакомства с личной жизнью писателя, но с другой стороны, есть в ней также несколько раздражающих вещей. Кроме того, всё время надо держать в голове её художественную суть. Но в целом книга неплоха. Даже удивительно, что у неё не было ни одного читателя.

Комментарии


А вы не читали книгу "Парижская жена" Полы Маклейн? Там про первый брак Хэмингуэя, его отношения с Хэдли, жизнь в богемном Париже, затем - про любовный треугольник (Хэмингуэй хотел, чтобы жена и любовница жили вместе, т.е. организовать менаж-а-труа, Хэдли не могла этого вынести...) Достойный роман, не глупый совсем. Рекомендую.


Спасибо! Как раз собираюсь почитать. У нас на главной как-то была статья, посвящённая книгам о Хемингуэе, именно оттуда я и выбрала две: вот эту и ту, которую вы советуете.
Про треугольники, конечно, есть и в "Миссис Хемингуэй", причём про каждый. Но именно первый, на мой взгляд, самый любопытный, а Хэдли и Файф - сами по себе очень интересны. Так что да, буду читать однозначно. И надеюсь, он не будет так похож на любовный роман, как "Миссис Хемингуэй" :)


Нет, это как раз добротно написанная книга. Я читала воспоминания Хемингуэя "Праздник, который всегда с тобой" (единственная книга писателя, которую люблю), вроде бы у "Первой жены" нет серьезных фактических расхождений с "Праздником". Оценочные - конечно, есть. В "Празднике" мы видим лишь мужской взгляд на ситуацию, а в "Первой жене" смотрим на нее с другой стороны. Я бы сказала, неплохо прочесть для общего развития =)


Тогда тем более с удовольствием возьмусь за эту книгу! У меня Хемингуэй в любимых писателях, читаю и перечитываю его постоянно. Недавно даже решилась на аудиокнигу для разнообразия :) Так что ознакомиться с любыми текстами, которые касаются писателя, будет очень интересно.


Есть еще "Прощай, Хемингуэй!" Леонардо Падуры. Мне не особенно понравилось, но вам, думаю, будет интересно.


Спасибо, возьму на заметку!
Для человека, которому нравится всего одно произведение автора, у вас потрясающий список прочитанных книг, посвящённых самому Хемингуэю! Как это получилось? :)


Все просто )) Я люблю знакомиться с жизнью творческих людей не только через биографии, но и через романы. Расширять кругозор. И еще у меня очень широкий спектр интересов, про что только я не читала... Чтение стараюсь себе подбирать многообразное и не монотемное. Вот так и получается - читаю обо всем понемножку...


Ничего себе просто! :))) Меня, например, трудно раскачать на чтение о том писателе, который мне не особенно нравится. Даже про любимых авторов стала лишь относительно недавно читать. У вас же с этим явно проблем нет. И ведь действительно кругозор расширяется во всех направлениях. Но как вы всё это в голове держите, не представляю :)


Почему в голове? А лл на что? Я, вот, скажем забыла точное название книги Падуры и автора, забила в поиск в своих книгах "Хемингуэй" и тут же нашла нужное. ЛЛ - это вообще великий систематизатор, а поскольку не могу похвастаться отличной памятью, все эти списки и отчетность на лл мне очень нравятся.
Про нелюбимых писателей читать - это отдельное удовольствие. Странности Достоевского в личной жизни только подтвердили мою оценку его творчества. Впрочем, и у нелюбимых пытаюсь доискаться до чего-то хорошего, так как только смаковать гадости - не мое... И все же не люблю приглаженных воспоминаний и биографий, личность талантливого человека нужно воспринимать во всей ее сложности...


В смысле ведения списков ЛЛ, конечно, незаменим. Сама часто пользуюсь, когда вспомнить какую-нибудь книгу или автора. Но я имела в виду информацию, которая содержится в книгах. У меня, например, бывает, что забываются очень многие вещи. Даже рецензии порой не могут помочь в восстановлении событий. И чаще всегда это относится как раз к биографиям. При этом когда читаю, всегда сильно впечатляюсь, но, увы, в голове надолго ничего не задерживается. Может, конечно, сама память у меня уже не та.
Вот! Именно это меня приятно удивляет - удовольствие от чтения про нелюбимые личности. Я бы даже сказала - восхищает. И согласна насчёт приглаженных воспоминаний. Наверное, трудно найти совсем беспристрастную документальную литературу, но этот жанр всё же должен стремиться к большей объективности.
А Достоевский чем не нравится, если не секрет?


Честно скажу, я не знаток творчества Достоевского, читала у него только книги "Преступление и наказание", "Записки из подполья", "Братья Карамазовы"... Вроде бы все, если ничего не забыла.
Это долго объяснять, почему Д. мне не близок, да и его ход мыслей, его философские глубины меня скорее привлекают, чем отталкивают. Вот ради этих парадоксальных ходов мыслей, ради духовной составляющей его книг, по-моему, и стоит его читать. Но как художественное произведения, мне кажется, они написаны коряво. И стиль какой-то ломаный, путаный, и даже повороты сюжета: в "Преступлении и наказании" меня не оставляло чувство, что автор сочиняет на ходу. Он так и не разобрался с мотивами преступления Раскольникова: сначала вроде бы дело было в бедности, потом тварь дрожащая появилась совершенно неожиданно... И его героям не могу сочувствовать, ибо они не живые люди, а авторские проекции.
А вы любите Достоевского? Может, что-то у него порекомендуете? Я, если решусь вернуться в нему, скорее всего, возьму повесть "Двойник". Вы читали ее? Как вам?


Да, я люблю Достоевского. Люблю как раз за то, что вы перечислили. Мне нравится и философская и психологическая составляющие его творчества, то есть душа; нравится надрыв, то, как показаны люди, ситуации. Частично соглашусь насчёт художественности. Действительно, тексты Достоевского трудно читать. Хотя мне кажется, это скорее из-за их эмоциональной и смысловой нагруженности.
«Преступление и наказание», насколько я знаю, вообще задумывалось совсем другим, с иными центральными персонажами. Возможно, отсюда и путаница в мотивах Раскольникова. Вот прямо перечитать захотелось :) Помню, что в выпускном классе даже писала сочинение именно на эту тему!
Нет, «Двойника» ещё не читала. Это повесть вроде. Из любимых, конечно же, «Идиот», «Братья Карамазовы» и «Село Степанчиково» люблю совершенно отдельной любовью, потому что это немножко другой Достоевский. А так, вы знаете, у меня самой ещё много не освоенного у этого писателя. Беда в том, что его не получается читать часто и помногу. Там месяц читаешь, а потом два-три под впечатлением ходишь :)


Понимаю вас. А я зато восхищаюсь гением Льва Толстого. Почему-то считается, что читатели делятся на тех, кто предпочитает Толстого и на тех, кто предпочитает Достоевского. Я, однозначно, в первой группе!


Я тоже слышала, что либо Толстой и Пушкин, либо Лермонтов и Достоевский. Да, мы с вами к разным группам относимся :) И это здорово! Всегда можно что-то обсудить или посоветоваться :)


Чудесно! Правда, я большая поклонница "Героя нашего времени", так что не вполне вписываюсь в эту схему. Ах, да, там еще между Ахматовой и Цветаевой надо выбирать. Ну, тогда я на стороне МЦ.


А я, признаюсь, люблю "Евгения Онегина" :)
Да, тоже склоняюсь к Цветаевой. Хотя я тот ещё знаток поэзии, как вы, возможно, помните :)


Юля, как же я ждала рецензию на эту книгу! Хорошо так написала) ты ведь знаешь, я особенно интересуюсь отзывами на биографии/мемуары... :)


Спасибо, Анечка! Ну, это не совсем биография, как оказалось, а скорее - фантазии по фактам :) Местами приторно, местами горько - всё как в художественной литературе. Зато дан старт для дальнейшего изучения :)


Зато дан старт для дальнейшего изучения :)

Это один из важных моментов) когда одна книга запускает процесс изучения)


Согласна :) Интерес к теме она вызвала, так что продолжим :)