Больше рецензий

1 октября 2016 г. 20:08

95

4

Но это Германия. Берлин двадцатого года, и джинн насилия, выпущенный из бутылки, уже никогда не вернется назад, даже если пробку лишь чуть-чуть приоткрыли

Берлин, 24 февраля 1920. Еврейка Фрида рожает двух близнецов. Один из них умирает, и вместо него Фрида с мужем усыновляют маленького немецкого мальчика, родившегося в тот же час, что и ее сыновья, но мать которого умерла при родах.
Мюнхен, 24 февраля 1920. В Hofbräuhaus Гитлер провозглашает свои "25 пунктов" и рождается НСДАП - национал-социалистическая немецкая рабочая партия. Та самая, которая, не пройдет и 20 лет, поставит на колени всю Европу и развеет по миру пепел половины ее обитателей еще за 1/4 этого срока.

Естественно, им предстоит встретиться. Близнецам Отто и Паулю и фашизму. Еще бы. Оба они - из еврейской семьи. А совсем скоро евреи станут врагам цивилизованных немцев. Совсем скоро они будут лизать тротуары, безрезультатно пытаться вырваться из захлопнувшейся уже мышеловки. Совсем скоро они станут изгоями среди людей, еще вчера лебезивших перед ними. Продолжать? Не вижу смысла. Сегодня уже нет, наверное, на земле человека, который не знал бы, что творилось в Германии 30-хх годов. И эта книга - еще один кирпичик в эту стену памяти, имя которой "Никогда больше".

Бен Элтон неспеша рассказывает нам историю Отто и Пауля и двух девчонок - Зильке и Дагмар. Первая - немка, дочь служанки Фриды, матери близнецов. Вторая - еврейка, дочь владельца самого большого в Берлине универмага, этакая марципановая принцесса, которая берет уроки музыки у отца близнецов. И именно глазами этой четверки, Субботнего клуба, как они сами себя называют, нам предстоит увидеть все ужасы жизни в нацистской Германии.

"Два брата" могла бы стать одним из немногих шедевров на тему Холокоста. Если бы не не сколько жирных НО.

Во-первых, меня всю книгу бесил язык. Не знаю, кому сказать спасибо - переводчикам или автору, но стоило втянуться в чтение, как кайф моментально обламывал или вульгарный матюк, или слово, которое появилось лет на 30 позже описываемого периода. Если первое было делом рук автора и должно было "нагнать антуража" - то нет, не удалось. Если второе и было делом рук перевочика - увольте его с волчьим билетом, умоляю вас. Или хотя бы напишите большими заглавными буквами, кто порет такую чушь - я в жизни больше его книги в руки не возьму.

Во-вторых, перегибы и одержимости. Бен Элтон банально перегнул палку. Его герои немного чересчур одержимы (кто политическими взглядами, а кто - миловидной еврейской принцессой), интрига - немного слишком перекручена, так, что хочется иногда произнести "Не верю", как Станиславский, грязи и ненависти - немного больше, чем способен воспринять трезвый рассудок (давайте быть объективными, на всю Германию была не одна Зальке, а Элтон брызгает ядом в адрес немцев как нации), немного чересчур личного (семья Элтона в свое время вовремя успела выехать в Англию, о чем сам автор любезно информирует нас в заключении).

Но не только эти два жирных НО не дают мне недрогнушей рукой внести книгу в любимое и нахваливать ее всем окружающим. В ней нехватили какой-то неуловимой искорки, которая зажигает что-то в сердце. Неуловимой и той, которую сложно описать словами, но каждый читатель наверняка поймет, о чем я говорю.

Как итог - хороший, увлекательный, не отпускающий роман на важную тему который совсем немного не дотянул до шедевра. Читать, если вы любите невероятные истории, хорошо закрученную интригу с примесью мелодрамы и все это в декорациях Второй мировой войны. Но за настоящей литературой на эту тему - лучше к Ремарку.

Открытая книга. Тур №43