Больше рецензий

24 августа 2010 г. 18:12

7K

4

Читая Ремарка, я выделила несколько его особенностей, которые отличают его творчество от других авторов лично для меня.

1. Возникает ощущение, что все романы Ремарка — это один длинный и не сильно меняющийся роман о, наверное, каким-то образом случайно выжившем Пауле Боймере из "На западном фронте без перемен". Выжить-то он выжил, а что делать дальше — не знает, и скитается из книги в книгу, меняя имена, профессии и людей вокруг, но сохраняя в целом один и тот же характер и настроение. И это не есть плохо, потому что это герой умный и интересный. Вот и "Чёрный обелиск" не оказался исключением, только Пауля здесь зовут Людвиг и работает он в похоронной конторе.

2. Язык Ремарка настолько афористичен и образен, что большую часть книги хочется немедленно растащить на цитаты. И очень жаль, что некоторые моменты процитировать просто невозможно (ну вот как передать в цитате тот факт, что я искренне восхищаюсь способом тонкого издевательства (вот он троллинг-то откуда!) над Эдуардом, владельцем ресторана?). Цитаты из Ремарка... Такая же распространённая штука, как цитаты, например, из Паланика или Фрая, даже если Ремарк не читан, то с цитатами из него большинство людей так или иначе столкнулись.

3. Ремарк настолько "добротно" пишет о еде и выпивке, что во время прочтения хочется выпить чего-нибудь этакого и плотно закусить.

4. Очень-очень личное ощущение, что Ремарк больше для читателей женского пола, чем для мужского. Не знаю, почему, объяснить логически не получается, а ощущение есть.
Отсюда же — женские второстепенные образы у Ремарка куда более яркие, чем большинство мужских. Дама, рявкающая басом, дама, выдирающая гвоздь из стены филейной частью, учительницы, ставшие проститутками.
От мужских "положительных" образов самое главное — ощущение крепкой дружбы, ещё более тесной из-за войны.

5. Обречённость из света, смех сквозь слёзы и тёплая ирония над тем, что, в общем-то, весьма печально. Оклеивание стен денежными листами, потому что это дешевле, чем обои. Пресловутые учительницы-проститутки, которые узнают собственных учеников. Попытка спекуляции собственным памятником.

6. Странное ощущение мистичности и магического реализма, которого, на самом деле, в книге совсем нет. Похороны недругов на рисунках, запугивание Кнопфа с помощью водосточной трубы, дабы он не справлял малую нужду на пресловутый обелиск. Разговоры с девушкой-шизофреничкой и внутренние монологи.

Ну и, напоследок, любовная линия. Главный герой влюблён в девушку, больную шизофренией, которая на фоне всеобщего безумия выглядит едва ли не самой нормальной. Он не столько влюблён в неё саму, сколько в её сумасшедшесть, поэтому они, наверное, и называются другими именами, а после выздоровления уже не интересуют друг друга. Линия красивая и интересная, о ней, пожалуй, не стоит говорить в рецензии, а стоит читать и думать самому.

Откладываешь прочитанный роман Ремарка — на душе гарантированно остаётся лёгкое чувство тёплой грусти.

Заметки о читаемом в телеграме

1 2

Комментарии


А что за цитаты из Паланика и Фрая? Заинтересовало, но вспомнить ничего не могу.


Я имела в виду, что несчастных Паланика и Фрая чуть ли не каждое предложение растащили на цитаты, которые постятся в Интернете везде, где только можно. И с Ремарком то же самое.


Очень хорошо Вы отметили про ощущение мистичности и магический реализм. Везде присутствует дымка безысходности и конца света. Жизнь здесь и сейчас, потом не известно что.


Согласна со всеми пунктами.Хотелось бы добавить, что "Черный обелиск", не смотря на всю трагичность Ремарка, содержит много юмора, правда черного)))


Про цитаты - это верно. Я давно себя ловлю на желании цитировать и цитировать!
По остальным пунктам тоже соглашусь :)


один длинный и не сильно меняющийся роман



Полностью согласна, но в негативном смысле. Я в Ремарке разочаровалась. Разочаровываюсь. Ничего нового он "в меня" не принёс, как творец. Ничего не создал. А "в Вас"?

Язык Ремарка настолько афористичен и образен, что большую часть книги хочется немедленно растащить на цитаты



Штампы, штампы... Может, конечно, он является первоисточником всех этих штампов. Однако в таком случае Ремарка стоит читать, будучи школьником класса эдак пятого. Чтоб не путать себя в дальнейшем. А это, согласитесь, задача невыполнимая.

во время прочтения хочется выпить чего-нибудь этакого и плотно закусить.



О, да! Это - да!) Когда читала "Триумфальную арку" повсеместно хотелось выпить))

ощущение мистичности и магического реализма, которого, на самом деле, в книге совсем нет



Заинтересовали. Скорее всего почитаю.


Да. По всем пунктам :) Особенно про троллинг (точнее и не назовешь). Искусство чистой воды :)
И спасибо, благодаря Вашей рецензии я еще больше утвердилась во мнении, что это "мой" писатель:)


Возникает ощущение, что все романы Ремарка — это один длинный и не сильно меняющийся роман


совершенно согласна!


Тема "потерянного поколения" звучит во всем творчестве Ремарка, вы совершенно правы! Ремарк сам прошел через все описмываемое. А "Черный обелиск" во многом автобиографичен. Талант гения + личный опыт дают самые яркие результаты, которые потом называются классикой.


Отличная рецензия! И относительно последнего предложения полностью согласна.

Откладываешь прочитанный роман Ремарка — на душе гарантированно остаётся лёгкое чувство тёплой грусти.

Вот прям 100%.

1 2