Больше рецензий

26 сентября 2016 г. 20:56

44

4.5 Огонь против бумаги

Пророк

Рэй Брэдбери не просто так считается одним из лучших фантастов в истории. Его произведения почти всегда заставляют задуматься. Не исключение и первый роман Брэдбери (если не считать роман-сборник «Марсианские Хроники») «451° по Фаренгейту». Антиутопия в фантастическом антураже. Хотя, для нас это уже реальность, а не фантастика.

Душа Пожарника

В центре сюжета судьба пожарника Гая Монтэга. Пожарные теперь не тушат огонь, а наоборот зажигают его. Монтэг никогда не задумывался о природе своей профессии, да и о своей жизни в целом. Но встреча с Клариссой, необычной девочкой (по меркам общества, описанного в романе) изменила его жизнь.

Дело в том, что в романе люди почти лишены чувств, книги давно запрещены и пожарники сжигают. А хранение книг это преступление. Отсюда легко догадаться, что Монтэга рано или поздно заинтересует, что такого написано в этих книгах. Или уже заинтересовало.

Своими мыслями с женой Милдрэд он поделиться не может. Так как она типичный представитель современного общества. Всё что ей нужно, это телевизор, размером со стену, «ракушка» (вариант нынешнего mp-3 плеера) и снотворное, чтобы заснуть.

В поисках истины Монтэг случайно сталкивается с бывшим преподавателем английского, Фабером, с помощью которого ему удается постичь суть книг. В целом сюжет не является каким-то откровением. История Монтэга угадывалась с первых страниц. Но это именно тот сюжет, который нужен этой книге. Тем более декорации способствуют лучшему его восприятию.

Рука Пророка

Простота идеи и её выражения сильно упрощают знакомство с «451° по Фаренгейту». Брэдбери не стал изобретать велосипед, а просто и ясно описал свои идеи. Книга разделена на три части, которые отражают три этапа развития персонажа Монтэга.

Первый этап – это осознание проблемы, второй – проблема выбора, третий – сам выбор и его последствия.

Также стоит отметить простоту изложения Брэдбери его видения будущего. Никаких сложнопроизносимых и заумных слов, четкость формулировок и ясность общей сути предмета или явления.

Судьба Пожарника

Персонажей в романе немного. Монтэг, да его жена. Остальные встречаются в паре эпизодов. Та же Кларисса, которая чуть ли не целиком поменяла судьбу Монтэга, встречается только в начале романа. Бранденмейстер Битти тоже появляется буквально в паре эпизодов. Типичный такой отрицательный персонаж, из наиболее свежих примеров такого типажа можно вспомнить полковника из Аватара.

Профессор Фабер особо ни чем не запоминается. Возможно, Брэдбери видел в нём себя в будущем. Старый человек, который уже ничего не может изменить. Зато мистер и миссис Монтэг получились на славу. Милдрэд типичная современная домохозяйка. Смотрит целыми днями телевизор, боится перемен, болтает о всякой ерунде со своими подругами. От мужа ей нужны только деньги на покупку еще одного телевизора-стены.

Гай Монтэг же, человек потенциально опасный для общества своими идеями. Диссидент. Только диссидент он скрытый. Он сам боится своих идей. Только с помощью Клариссы и, позже, Фабера он понимает, что на верном пути.

Мысли Пророка

Способность угадывать будущее у Брэдбери просто удивляет. Общество, описанное в «451° по Фаренгейту», поражает своим сходством с нашим. Книги уходят на второй план, умы людей захватывают низкосортные ТВ-продукты, вроде «Трансформеров» и деятельности канала ТНТ. Есть, конечно, и литература пользующаяся большим спросом, но её качество уступает даже вышеупомянутым творением телеиндустрии.

Люди у Брэдбери все больше лишаются чувств, слово любовь давно забыто. Жёнам абсолютно все равно на судьбы своих мужей ушедших на войну.

К тому же, автор предсказал цветное телевидение и современные плазменные панели с функцией просмотра в 3D. «Ракушка» - современный mp3-плеер. Единственным минусом во всем этом великолепии является слабое ощущение присутствия, то есть передать атмосферу на 100% Брэдбери не удалось.

Итог

«451° по Фаренгейту» произведения о нас с вами. Брэдбери заставляет нас задуматься, а по правильному ли пути мы идём? Стоит ли всё дальше упрощать содержание столь любимых нами книг?