Больше рецензий

22 сентября 2016 г. 20:10

65

0.5 Крысиные бега

Бог трендов

Складывается впечатление, что в мире нашем существует некое создание, которое гаданием на кофейной гуще определяет тренды в различных областях культуры и моды. Иначе как-то объяснить тенденции последнего времени будет сложно. Возможно, сказывается нехватка образования, но это вопрос к специалистам.

На подростковом литфронте отгремели волшебные школы и вампирские любовные треугольники, а теперь умы подрастающего поколения захватили попытки некоторых авторов создать антиутопии. А скудоумие голливудских продюсеров и их ориентирование на уже раскрученные вещи (в данном случае романы) помогают запустить конвейер по выкачиванию денег из юного населения.

Первый представитель псевдоантиутопий «Голодные игры» уже вышли на финишную прямую, а «Дивергент» и «Бегущий в Лабиринте» только набирают обороты. О втором романе серии «Дивергент» под названием «Инсургент» мы и поговорим.

Салочки

Молодая писательница Вероника Рот каким-то чудом завоевала любовь очередного поколения подростков. «Дивергент» оказался очень слабым романом, к тому же в России и без того ужасный стиль автора окончательно добил перевод. От названий фракций повеситься хочется. Что за Лихость? Собрание водителей лихачей?

В «Инсургенте» (который до премьеры одноименного фильма в России выходил под названием «Мятежная», чтобы не травмировать умы подростков) от странного выбора названий фракций отходить не стали, зато Жанин превратилась в Джанин.

Ну а сам сюжет никакой переводчик не испортит. Трис и Ко оказываются все в том же поезде, в котором сбегали из Чикаго и направляются к фракции Товарищество. Трис все переживает, что пристрелила Уилла. Видимо, эти переживания окончательно выбили из 16-летний девушки остатки разума, которые все-таки иногда проявляли себя в предыдущей книги. Иначе объяснить ее действия в дальнейшем будет сложно.

Разгорается война, цель которой свержение власти Эрудитов, поэтому Трис бегает всю книгу от фракции к фракции, постоянно собачится со своим возлюбленным Тобиасом, вечно обманывает его, да еще и при нем опускает его родителей. Так и развивается сюжет «Инсургента». Трис бежит к одной фракции, там постреляет, там подерется, там обманет, потом к другой фракции и так до победного конца. И все это она делает настолько безэмоционально, что вся эта история походит на восстание робота по имени Трис.

В финале романа нас ждет очень натянутое объяснение того, зачем и для чего был создан этот странный фракционный мир в Чикаго. Чем так не угодил Город Ветров мисс Рот, непонятно.

Спарта

Веронику Рот воспитывала семья спартанцев, не иначе. Такого простого (в плохом смысле) изложения текста можно найти разве что в первом классе. Мне подали воду. Я ее выпила. Мне хорошо. И так всю книгу. Таким способом никак не передать ни характеры персонажей, ни атмосферу, ни личные переживания героини.

Некоторые сваливают вину на переводчика, мол подпортили книгу. Это ложь. Перевод переводу рознь, но не мог же переводчик целенаправленно удалять из оригинальных предложений по пять, а то и больше слов?

Мало того что стиль сух до безобразия, так и события напоминают просмотр вечерних новостей на перемотке. Трис все время куда-то бежит, от чего читатель не успевает заострить свое внимание на каком-нибудь значимом событии. Правильной экранизации «Инсургента» была короткая история, в которой оператор бегал бы за Трис по пустым комнатам.

Мир, итак трещавший по швам в «Дивергенте» от бессмысленной системы фракций, стал еще более жалким. Особенно сильно ударило по нему объяснение смысла существования такой системы в конце книги. Видите ли создатели системы знали, что вот появятся дивергенты, если разделить мир на фракции, а когда они появятся, надо идти за ними в светлое будущее и все.

Роботы

Наши главные герои опять дают неверный посыл для юных девочек, читающих «Инсургент». Вероника Рот уверяет, что любимого надо обманывать, постоянно рисковать жизнью на его глазах в самых нелепых ситуациях, ненавидеть его родителей, а в остальном вести себя максимально безэмоционально. Если любит, то все это наш мужик стерпит и простит.

Именно все это вытворяет Трис с Тобиасом. Бедный Четыре натерпится от мисс Прайор по самое не хочу, но стойко переживет все нерациональные поступки возлюбленной, как и полагается марионетке на белом коне. Грустная история, не в плане сюжета, а в плане авторской компетенции. Пора бы уже понять, что такие произведения могут формировать неокрепшие подростковые умы, а ввиду отсутствия у «Инсургента» какой-либо ценности, это формирование может сказаться пагубно на мировоззрение подрастающего поколения.

Остальные герои стараются не мешать Трис отбросить коньки в очередной заварушке, а иногда и героически (и, о ужас, неожиданно) мрут. Лишь иногда автор зацикливается на взгляде какого-либо персонажа, чтобы показать его сильный характер. Особенно это заметно в Джанин и Эвелин.

***

Такими темпами слово «антиутопия» скоро превратится в ругательство, от которого скоро все будут плеваться. «Инсургент» окончательно разрушил образ адекватной героини. Вероника Рот создала бездушного робота, который бегает по нелепым фракциям нелепого мира, и за всем этим грустно наблюдает марионеточный принц.