Больше рецензий

21 сентября 2016 г. 20:59

185

3

Я всегда говорила, что женская проза – есть мировое зло! (и несколько исключений из правила, которые можно пересчитать по пальцам одной руки, лишь подтверждают это правило). Господа-коллеги-форумчане ливлибовцы, не ведитесь, как я, на экзотическое название , красивую картинку и псевдо-историческое описание – это самый натуральный, просто классический «дамский роман», завернутый в обертку историко-филологического слэнга. Надо признать, роман написан специалистом в области латинской языка, латинской поэзии и вообще с большим знанием реалий императорского Рима, текст так и щеголяет специфическими терминами и постоянными сносками-пояснениями. Авторша явно неравнодушна к творчеству поэта Лукана, он в её понимании чуть ли не вровень идет с Вергилием и Горацием, и куда лучше Лукреция, в тексте множество цитат произведений как собственно самого Лукана, так и других римских лириков, чувствуется, что филолог из Татьяны Александровой получился по меньшей мере профессиональный.

К сожалению нельзя сказать то же самое о ней как о писателе, ибо текст банально скучен – вот именно что СКУКА и БАНАЛЬНОСТЬ – вот два определения, какими можно кратко охарактеризовать это произведение. Текст просто вязнет буквально на каждой странице в бесконечных подробнейших описаниях всего и вся – цветов нарядов, архитектурных деталей, прожилок и пятен на мраморе, повозок для путешествий, яхт и прочих атрибутов красивой жизни (а некрасивой жизнью «дамский роман» в принципе не интересуется)…Не, вообще я люблю пространные живописания , но проблема в том, что здесь за ними не видно ничего, т.е. какое-то повествование идет, но оно абсолютно лишено не то что интриги, а даже малейшего «нерва», драматизма, не смотря на то, что вроде по сюжету этот драматизм должен наличествовать. Всё же мадам Александрова совсем не Пруст, чтобы пускаться в ментально-описательные дебри.
Диалоги плоски, герои не интересны, по сути, как обычно в «женских романах», очередная Мэри-Сью «душевно так», незатейливо, т.е. муторно и плоско описывает свои мысли и переживания. По ходу пьесы она, как водится, необыкновенно красива, умна, добра, образована и далее по списку, но вот из создаваемого литературного образа этого особо не видать. И при этом при всей точности отражений бытовых деталей эпохи Нерона, у меня ни разу не возникло ощущение, что передо мной римские патриции, а не мои соседи или родственники, «погружения в эпоху» все равно не происходит…

Ну и наконец сам сюжет банален, банален и ещё раз банален, хорошие мальчики и девочки – «в белых шляпах», плохие – «в черных», Нерон переплюнул, кажется, всех прочих литературных неронов – жестокий урод, дурак, обжора, бездарь, развратник и далее по списку, к тому же мелкий пакостник, регулярно вставляющий палки в колеса гениальному Лукану, Попея – толстая некрасивая злобная корова, «похожая на огромную красную грушу» (цитата), Тигелин похож то ли на вурдалака то ли на гориллу, даже Петроний нашей мадам не угодил, тоже почему-то во всем вредит несчастному Лукану…,Это как в фильмах прошлого века про фашистов, типа всяких там «Гибель богов» или «Ночной портье», где национал-социалистам приписали абсолютно все грехи мира, какие существуют, в том числе извращенный разврат, масштабные оргии, содомию и проч. и проч. А это совершенно противоречит историческим фактам, не надо навешивать то, чего не было, уже и того, что было вполне достаточно, чтобы адекватно оценить явление. Так же и про Нерона – прям воплощения библейского Зверя с его дьявольским числом, …это хотя и кошерно, но скучно и неправдоподобно.
Зато Сенека просто кладезь абсолютной мудрости и доброты, Октавия – невинная девочка-ромашечка, друзья-поэты все как один мудрые и понимающие, этакие обреченные рыцари печального образа.. .От скуки скулы сводит, ну развила бы хотя бы характеры, отношения…Та же линия Лукан-Полла у Линдсея в его «Нероне» показана гораздо объемнее, сложнее, но Линдсей - писатель, а вот филологическое образование ещё не дает право м-м Александровой называться писателем. Пожалуй, я была несправедлива к Ф. Шандернагор и её «Селене», по сравнению с этим опусом, её роман о сложной женской судьбе просто Война и Мир.
Итого, за трогательную и искреннюю любовь к латинской поэзии и за возможность ознакомиться хотя бы отрывочно с не самыми известными римскими авторами, можно кое-как натянуть на трояк.