Больше рецензий

19 сентября 2016 г. 11:39

190

4 "Старик и море" или "Царь-рыба". Рыбаки и национальная ментальность

Википедия заявляет, что повесть «Старик и море» написана в характерном для Хемингуэя стиле: с «неприязнью к интеллектуальной изысканности, приверженностью ситуациям, в которых наглядно проявляются нравственные ценности, скупым психологическим рисунком». Википедии, конечно, виднее, но я в этом тексте привычного и любимого мной Хемингуэя не признала: никакой насмешливости, здорового цинизма, перченой шуточки. Скукота. Аллегорический пафос чувствуется с первых строк, отсутствие отрицательных персонажей настраивает на возвышенное настроение, прям читаешь и восхищаешься нравственными качествами главных героев: мальчика и старика. Нужно перетерпеть. Мы просто отвыкли от серьезных текстов, скучаем, если нет треша или издевки. А в старике и море их совсем нет. Светлое, что называется, произведение.
Старик, который учил мальчика рыбачить, теперь выходит в море один, так как отец мальчика считает его слишком старым и не способным что-то поймать. И действительно, старик уже 84 дня возвращался без рыбы. И вот он выходит в море и ловит самую большую рыбину, которую когда-либо видел в своей долгой рыбачьей жизни. Он несколько дней ждет пока рыба, попавшая на крючок, устанет и прекратит тащить лодку в море. Он разговаривает с рыбой, он любит ее, для него священна жизнь рыбы, хотя он вынужден ее отнять, но он чувствует, что они теперь навсегда связаны, он вспоминает свою жизнь и даже видит сны о том, как львы выходят к водопою. Интересно, почему Хемингуэй выбрал львов? Быть может потому, что сам охотился на львов в Африке, и они стали для него одним из прообразов старика, сильного и спокойного охотника?
Противоборство старика с рыбой напомнило мне рассказ Астафьева «Царь-рыба». Игнатьич из рассказа Астафьева – это старик, у которого есть свое море – сибирская река Опа-риха. Но тема рассказа Астафьева –внутренняя работа над собой, перерождение человека. Игнатьич в противоборстве с рыбой осознает свои неблаговидные стыдные поступки и просит за них прощение перед богом. Старик ничего подобного не осознает, он просто делает все возможное, чтобы поймать рыбу и выжить, он сливается в симбиотическом противостоянии с морем и старается не уступить силам природы. Старику не о чем сожалеть, он – святой. Он сокрушается лишь о том, что с ним нет мальчика, и некому ему помочь.
Мне кажется, в различии двух сюжетов, столько похожих своей канвой, лежит основополагающие отличие русских, от, предположим, американцев: в критических ситуациях мы виним себя и каемся перед богом, а они просто делают все возможное, чтобы выжить. Не из патриотизма, а из любви к искусству, мне Астафьев ближе, чем Хемингуэй.
Но «Старик и море» несомненно имеет достоинства: это вдохновляющее, жизнеутверждающее произведение. И хотя старик не смог привезти пойманную рыбу, по дороге ее растерзали и сожрали акулы, с которыми он храбро сражался, пока не лишился всего оружия: гарпуна, ножа, весел, он все же победил. Да, он вернулся без всего, но он вернулся! А скелет огромной рыбы, привязанный к борту, стал свидетельством его, старика, мастерства и победы.
Игнатьич же возвращается без славы, без рыбы, без гордости. Природа победила его, но бог простил, потому что иначе он бы не вернулся. Вот вам и загадка сложной русской души.