Больше рецензий

18 сентября 2016 г. 10:17

748

3 Постоянство - признак мастерства

Большая просьба не читать отзыв тем, кто не ознакомился с романом!
Не сочтите за мезогинию, но женские триллеры большей частью - это суровая смесь любовного романа, мексиканского сериала и выдержек из энциклопедий о девиациях, укореняющие стереотип о слабом поле. Конечно, и мужчины этим грешат, и у Хайнлайна в каждой книге звучит звон свадебных колоколов, но если писатели всегда могут оправдаться потребностями поклонников, то писательницы обречены на презрительное фырканье. Действительно, нельзя ли хоть один детективный, фантастический или роман-триллер написать без розовых соплей и "жили они долго и счастливо"?
Если вы читали хоть один роман Мэри Хиггинс Кларк, то "Дети не вернутся" не станет для вас откровением. А если этот "хоть один" был еще и Взгляд в темноте , то интрига пропадает сама собой.
Мэри Хиггинс Кларк, безусловно, мастер, ибо при прочтении не возникает ощущения картонности, искусственности (каковой грешат 90% авторов российской современной беллетристики, и из-за каковой читать русскую прозу последних 30 лет я отказываюсь), но мастер в совершенно другом жанре. Писать бы ей о брошенных женах, внебрачных детях, "Я твой отец - а я твоя сестра - а нас подменили в роддоме - а потом они поженились".... - вот ее стихия, вот ее призвание, но нет - педофилы, маньяки, вуайеристы, но какие-то, будто из плохой детской книжки. Такие надуманные злодеи, грозящие мировым апокалипсисом, которые перед этим обязательно рассказывают о своей суровом детстве, или ведут себя, как участники группы поддержки для маньяков: "Привет, я Фил, я маньяк-педофил! - Привет, Фил!", и все это в те минуты, пока главный положительный герой, или третьестепенный положительный герой, или проходящая мимо бездомная, или станционный смотритель, или старуха-процентщица случайно спасут жертву.
Я часто осуждаю писателей (и писательниц, раз уж все вокруг так любят феминитивы. я - нет) за излишнюю джейностиновость, когда все счастливы и даже прачка, укравшая пару перчаток у герцогини, находит свою любовь или чек на сто фунтов, но, во-первых, тетушка Джейн писала любовные романы, во-вторых, качество романов Остин большинству современных авторш не грозит, да и сложно писать книги об викторианской эпохе, когда родился в Алабаме в XX веке. Мэри Хиггинс Кларк happy ends не спасают - в конце концов, это тот жанр, где ждешь не счастливого брака главной героини, а неожиданной развязки, а вот с этим и проблема.
"Дети не вернутся", по сути, шаблон для остальных работ Кларк, те же повороты сюжетов, те же приемы, те же портреты главных героев ждут нас и в последующих книгах. Анонс интригует, но только анонс, ведь в дальнейшем нас ждут весьма серенькие сцены, совершенно не прописанные главные герои (второстепенным уделяется больше описания, а самым симпатичным и благоразумным можно назвать грека-ресторатора, пока он не начинает играть в Чака Норриса), идилические детки, будто срисованные с коробки хлопьев, сердобольные соседи, таскающие для мамаши-убийцы пироги и улики и абсолютно предсказуемая разгадка. Не соглашусь с предыдущими рецензентами, уверяющими, что с первых страниц понятно, кто убийца, меня прозрение посетило на 34-й, но то, что сюжет повторил предыдущую прочитанную мною книгу у М. Хиггис Кларк, это, конечно, признак мастерства. И да, это сарказм.

Источник