Больше рецензий

8 сентября 2016 г. 23:55

202

4

Вот уже вторая книга Кейт Аткинсон, которую мне хочется сразу же начать перечитывать. И всё-таки что-то изменилось, и неудержимого восторга после прочтения я не испытываю. Какая-то едва различимая в общем великолепии нота сыграна фальшиво. Всё то же нелинейное, но гармоничное повествование позволяет переноситься во времени и рисовать картину происходящего с разных концов и разных точек зрения (особенно мне полюбились замечания в скобках), но в итоге что-то оказывается не закончено. И если такая незавершённость оправдывалась идеей в предыдущей книге, то здесь вызывает разочарование.

Отдельно отмечу недоумение, которое вызывает перевод названия: каким образом оригинальное название "A God in Ruins" (буквально - "Бог в руинах"/"Низверженный Бог"), которое можно рассматривать и как намек на то, что утраченная божественность человека была заключена внутри него; и как намек на человека, столкнувшегося с последствиями войны - с разрушенным миром, который он сам когда-то строил; и как утрату веры в высшие силы ("Смерть - конец всему"), - так вот, как "A God in Ruins" превратилось в "Боги среди людей", остаётся тайным знанием переводчиков и/или маркетологов, но явно является промахом, как и некоторые слова в тексте, бросившиеся в глаза (мне, а не редактору, к сожалению) бессмысленной для русского языка калькой с английского.

Если о самой книге.
Она играет на контрасте с предыдущей, открывая нам другие стороны жизни героев: черты характера и поступки, о которых мы бы никогда не догадались после прочтения Жизни после жизни . Они служат своеобразным противовесом тому, о чем говорилось в первой части. Хью, Сильви, Иззи, Нэнси, сам Тедди становятся менее (или более) идеальными, но вместе с тем и более реальными.

Читатель оказывается "по другую сторону" военных действий, и уже не прячется в подвалах домов и не разбирает завалы в поисках выживших с Урсулой, а наблюдает за уничтожением вражеских городов из кабины бомбардировщика с Тедди. Но вокруг по-прежнему умирают люди.

Только вместо Баха (соната си минор) теперь играет Бетховен (симфония №9), хотя родиной обоих по-прежнему остаётся Германия.

Теперь нет бесконечных попыток преодолеть роковое стечение обстоятельств, наоборот, Тедди обладает необычайным везением. На войне. А в жизни?..

Кто-то считает овец, а Тедди считал города, которые пытался разрушить и которые пытались разрушить его. Возможно, они в этом преуспели.

Всеми любимый Тедди, этот смышлёный и когда-то лучезарный мальчик, в реальной жизни оказался потерян, и одновременно чувствует себя как в клетке. Он постоянно задаётся вопросом: сделал ли он правильный выбор? Это касается и войны, и его семьи, и женитьбы, многого другого. (А возможно ли вообще сделать правильный выбор? Может быть, ничего правильного не существует, есть просто действие и его последствия.)

Когда-то он верил, что его сформирует архитектура войны, но теперь понимал: она его растворила.

Нужно ли говорить, что подобным настроением пропитана вся книга? Не только Тедди, но и его жена, дочь, внуки точно так же пытаются найти опору в этой жизни. Они все так или иначе потеряны, и часто далеки друг от друга. Испытания, выпавшие на их долю, оказываются не менее трудными, чем испытания военного времени.

Жизнь - это постоянная борьба, из которой невозможно выйти победителем.

И всё же, несмотря на такую мрачность, книга наполнена юмором, добротой, заботой, поэзией, различными взглядами на жизненную философию и стремлением к прекрасному. И не вернуться к ней когда-нибудь ещё раз кажется мне невозможным. (Прекрасное пленяет навсегда.)