Больше рецензий

outsight

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 сентября 2016 г. 23:56

506

4 “Собака друг человека, но лошадь делала историю”

Книга хороша тем, что, как выполненный на пятерку реферат, раскрывает заявленную тему без какого-либо оффтопика. Перед нами действительно история лошади в истории человека: от персидских колесниц до американского конного спорта. Сама Вера Курская не историк, она - лингвист, полиглот, ипполог, к тому же сама - всадница, а еще подписчик журнала Конный мир (хорошего, наверное): половина источников - оттуда.

Перед Историей лошади Курская написала популярную в профессиональных кругах книжку про масти лошадей. Тому, кто подобной книги не писал и, тем более, не читал здесь придется сложновато с терминологией: история лошади - это также отраслевая история коневодства, коннозаводства (автор объяснит, что это совсем не синонимы) и зоотехники: читатель-профан урезан в правах безжалостно.

Курская, может, и не из числа лучших рассказчиков - ее слова не особенно льются, а текст местами напоминает Википедию - но чтение текста сопряжено с большим познавательным удовольствием. Эрудиция автора и искренняя ее любовь ко всему лошадиному требуют обязательного прочтения книги.

Я, не знал, например, что наша лошадь - еще в диком, разумеется, виде - появилась в Америке, мигрировала в Азию, а потом в Америке вымерла. И глагола тебеневать я тоже раньше не слышал. Лошади тебенюют на севере - это значит, достают корм из-под глубокого снега.

Карусель, оказывается, стала аттракционом недавно: раньше она использовалась как тренажер конного боя: всадники катались по кругу на деревянных лошадках и учились работать копьем. А хобби - это маленькие ирландские кобылки, от которых пошло название детской игрушки hobby-horse (голова лошади на палке) и только ближе к XX веку слово обрело современное значение.

Эти маленькие лошадки, по правде сказать, делали историю не хуже больших. Курская пишет, что драгунские кони при Анне Иоанновне были крайне низкого роста - не выше пони. Представляю, что наша кавалерия в те годы смотрелась немного комично, а парады и баталии напоминали езду на самокате, где многое зависит от тебя самого.

Искренне тронула история про коня Кортеса, который (конь - не Кортес) в Гондурасе занозил ногу и которого хозяин оставил в том самом Гондурасе на попечение майя. Почтительные индейцы кормили коня мясом и лучшими экзотическими фруктами, отчего тот вскоре скончался. После смерти коня обожествили.

Майя поклонялись коню Кортеса вплоть до 1617 года, а именно до того момента, когда в эти земли впервые прибыли францисканские миссионеры, которые уничтожили идол. Возмущенные этим и другими святотатствами, майя изгнали миссионеров из Гондураса.

Среди персональных открытий - и Белая лошадь Аффингтона, о которой я раньше не слышал. Это выложенный мелом доисторический рисунок длиной в 110 метров: он находится неподалеку от Стоунхенджа и напоминает его характером:

картинка outsight

Неуместной и нелепой вставкой в этом общеисторическом исследовании выглядит одна лишь главка - про коня победы. Курская проводит целое исследование, чтобы выяснить породу коня, на котором в 45-м году принимал парад маршал Жуков. Дальше - больше:

В связи с парадом Победы хочется остановиться еще на одном моменте. Рассказывая об участии лошадей в параде, часто цитируют отрывок из мемуаров Жукова, где рассказывается, что изначально Сталин сам хотел принимать парад верхом на коне и для этого даже ходил в манеж на тренировки. Но однажды конь понес его по манежу и уронил, после чего Верховный главнокомандующий, повредивший себе плечо и голову, сказал: нет, пусть парад принимает Жуков, он старый кавалерист.

После Курская производит долгое и не слишком уверенное разоблачение этого мифа про оболганного Сталина. Николай Стариков рекомендует прочитать. Главный аргумент автора таков, что ситуация выглядит надуманной. Как будто вся эпоха культа из нашей нормальной, в общем, современной России не представляется больше чем гротеском - извращением?

Цитату в заголовке я взял из эпиграфа. Это слова Вадима Понарядова, про которого ничего не известно. Интересно, что Курская, несмотря на сделанное эпиграфом заявление, этой решающей роли лошади нигде окончательно не доказывает. Сама же пишет, что были конные нации и нации пешие. Конная империя монголов была ничуть не хуже пешей преимущественно Римской империи. Если в стране не растет трава, можно собрать несколько тысяч гоплитов и убивать-насиловать на своих двоих не хуже всадников. Творят историю, к сожалению, люди, а не лошади и не собаки. Оружие тоже не стреляет само по себе.

Комментарии


"...а еще подписчик журнала Конный мир (хорошего, наверное): половина источников - оттуда." - а еще один из авторов этого журнала и в прошлом его литературный редактор, если уж этот момент показался вам столь важным.

Про коня Победы. На самом деле не "Курская проводит долгое разоблачение", а автор ссылается на Д.М. Урнова, чье мнение считает убедительным. К сожалению, редакция ссылку вырезала. Я догадываюсь, что человеку не из конной среды сложно понять, почему история звучит очень неправдоподобно для конника. Понимаете, бывают вещи, о которых более или менее опытному в этих делах человеку понятно, что так быть не могло. Ну, не полезет пожилой человек с больной рукой на коня накануне столь ответственного мероприятия, не имея опыта верховой езды. Кем-кем, а дураком и любителем экстремального спорта Сталин точно не был. Не очень поняла, при чем тут эпоха культа личности. Речь не о культе личности, а о технических моментах, связанных с верховой ездой.
Кстати, тема коня Жукова периодически всплывает на конных форумах и обсуждается обычными любителями лошадей, не историками. Эпизод яркий и общеизвестный, а неясность по поводу одного из его участников все-таки присутствует. Считаю, что эта вставка в книге вполне уместна.

Боюсь, эпиграф вы тоже поняли неправильно. Речь шла не об абсолютизации роли лошади в истории. Речь шла о противопоставлении роли лошади и роли собаки, которую принято считать главным зверем-другом человека. Лошадь, однако, сыграла более существенную роль в жизни человека, чем собака. И роль ее совершенно не сводится к одной лишь коннице.
Очень странно сравнивать по "лучшести" Римскую империю с монгольской. На минутку, во времени они не пересеклись, между собой не сталкивались. Каждой эпохе свое. Та же Византия, наследница Рима, почему-то была вынуждена развивать свою конницу, когда столкнулась с арабскими всадниками - вот тебе и знак равенства между пешей империей и конным кочевым государством. И почему-то пеший Рим потерпел поражение от конных персов, после чего был вынужден создавать свои конные соединения...
Кто такой Вадим Понарядов, можно было посмотреть хотя бы в списке литературы.


Вера, здравствуйте! Спасибо за ваше внимание к тому, что я здесь написал. Если вас обидел немного саркастический тон, извините. Этот сарказм не на книгу направлен, а как бы сам на себя: в жанре любительской рецензии не стоит писать серьезно. Римляне, хоть и занялись развитием конницы, не стали конной нацией. Коневодство и коннозаводство - вы пишите об этом сами - в Римской империи оставались не на высоте. При всем этом римляне довольно спокойно подвинули конников-персов и заняли доминирующее положение в их - персов - регионе. Хорошая конница не дала персам победы. Именно это я имею в виду, проходя по вашему же тексту: в отличие от ядерного оружия, например, конница не давала народам, ею обладающим, категорического военного преимущества, и не делала - таким образом - истории.

Насчет Сталина и Великой отечественной войны. Это правда хорошо, когда отечественный научпоп по общей теме делает акценты на национальных аспектах. Но почему именно Сталин? Вам известно, что сегодня в стране производят процедуру отбеливания Сталина. Я не беру в расчет книжные серии Я - сталинист или Оболганный Сталин. Нет. Самый обычный нонфикшн (и фикшн, конечно, тоже) пестрит всевозможными разоблачениями мифов про плохого вождя. Я соглашусь с тем, что мифов много и разоблачать есть что, но каждый, кто сегодня подвизается на этой почве, служит - вольно или невольно - реконструкции культа. Это преступно. Зачем разоблачать эти мифы сегодня? Давайте сделаем это завтра. А пока будем писать о чем-нибудь другом. Лошади - хорошая тема.