Больше рецензий

bezkonechno

Эксперт

посягаю на книжные просторы :)

3 сентября 2016 г. 03:14

1K

2.5 Не самый лучший литературный представитель жанра young adult

Хотела прочитать эту книжку с тех пор, как узнала, что впечатливший меня несколько лет назад фильм, снят по книге. В общем и целом я - любитель жанра young adult, такие истории, как правило, - не литературные шедевры, но при настроении читаются лучше всех других книг. Тут посыпались минусы, с первых страниц задаешься вопросом: ту ли книгу читаешь? Сейчас буду говорить о книге, потому что фильм хорошенько скроен и переделан. То, с чего началась экранизация тут произошло через десяток (!) глав; до встречи Саттера и Эйми первый показывался читателю, как постоянно и много пьющий, именно что постоянно и много. Между запоями Саттера происходят банальные для подростка размолвки с девушкой и родными. А он тут абсолютно другой, нежели в фильме, утяжеленная копия себя киношного, и это мало правдоподобно. Кто же такой Саттер Кили? Тот, кто живет сегодняшним днем, а еще — тот, кто никому не раскроется, никогда. Кто такая Эйми Финики? Тут еще проще. Представьте себе умную, скромную, трудолюбивую девочку с нестандартными увлечениями, она немножко отрешенна и не склонна показывать свои страдания.

«Я для нее не стильный аксессуар. Я для нее жизненная необходимость. Тот, кто открывает ее кокон. Она не стремиться изменить меня, ей нужно, чтобы я изменил ее. Во всяком случае, до тех пор, пока крылья ее маленьких бабочек не окрепнут для полета.»

На самом деле у меня была подобная история с одним из самых близких мне людей. Мы так же внезапно встретились и проговорили всю ночь, я так же не могла помыслить, что человек, частенько вечерами похлебывающий алкогольные напитки, окажется настолько другим от того, каким его видят люди… Это было наше захватывающее время, мое захватывающее время. Мне очень близка Эйми Финики, во многом мне знакома ее застенчивость, другие черты ее характера до встречи с Саттером; мне понятен и Саттер, потому что я так же помогала человеку раскрываться, а он — стал моей повсеместной полноценной поддержкой, цитата выше выбрана именно потому, что она мне знакома. Конечно же, слишком многое у нас было иначе, например, я не ушла в разнос настолько, как Эйми, а всего-навсего стала иногда поступать так, как это мне несвойственно, тут скорее я изменила человека, что признавали все вокруг и в первую очередь он сам.

Когда близко общаются двое во многом полярно разных людей — важно не растерять самого себя или хотя бы заметить, что ты теряешься. Саттер и Эйми изначально не должны были быть вместе и, возможно, будь они постарше, то этого не произошло бы. Однако, это лишь первый взгляд и некий “взрослый” взгляд на их пару. В окружении подростков у каждого есть масса проблем: если не в школе, то в семье, а если и там, и там все нормально, то проблемы возникают еще где-то. Вот только и они бывают разные. По сравнению с некоторыми, твои проблемы могут оказаться пустым звуком. Примерно так и произошло в случае Саттера и Эйми. Парень стал для нее тем, кто из тихони способен сделать тусовщицу, кто вытянет, спровоцирует на активность, правда, паралелльно привив парочку вредных привычек — фляга для алкоголя, как пометка “original” от Саттера Кили”. Кем же стала Эйми для него? Вот тут я бы поставила большой вопрос. Скорее всего, она, сама того не желая, стала очередным подтверждением того, что Саттер никому не сможет стать опорой, ни с кем не сможет построить иных отношений, чем те, где он является звездой на очередной тусовке. И это отнюдь не понты или что-то такое. Это попытка скрывать за образом крутого парня реальное ощущение. Саттер всегда, даже находясь под алкогольным кайфом, умеет поддержать, раскрыть, понять, подтолкнуть близкого ему человека к новым вершинам. Но внутри он уверен в том, что сам является никем — продолжением своего никчемного отца, оставившего на сыне отпечаток вечного алкоголя в крови. В некотором роде Саттер проживал жизнь своего отца и являлся вечной жертвой. Из таких состояний трудно вытянуть человека, даже если он начнет раскрываться. Его надо слушать, слушать, слушать и говорить исключительно правильные слова — потому что другие затянут еще глубже. За веселой оболочкой обаяния и крутости может скрываться полный грусти человек. Тут очень важно суметь распознать и оценить искренность от неразговорчивого человека, а потом набраться сил и терпения, чтобы помочь ему. А Эйми, будучи серьезной девушкой и подростком с кучей радужных мечт на будущее, строила планы и не слишком-то видела ту кучу проблем, что планомерно запивалась алкоголем. Снова условия, снова цели, снова неуверенность, снова самобичевание. Ты либо становишься другим, либо теряешь себя самого — третьего не дано; разница в том, что себя, скорее всего, ты обретешь заново, а вот подарить любимому человеку то, чего он больше всего на свете жаждет, но то, что вызывает сумасшедший страх — это не всегда возможно. Эта книга о том, что всегда важно уметь увидеть человека, который скрывается за красивой обложкой и в некотором смысле иногда и подавить себя ради того, чтобы сейчас суметь помочь, а не ранить.

«Иногда проблема состоит в том, что ты и не замечаешь, как «некоторое время» превращается в вечность.»



Внезапно книжка легкого жанра может подарить небрежный и лишь чуть совпадающий экскурс в прошлое — это приятно. Чувствуешь себя человеком, пережившим некий опыт. И очень горько, что его не было в книге, очень. Оценка столь низкая из-за постоянной затянутости повествования, за частое утрирование и некую “сладостность” второстепенных персонажей: например, когда бывшая девушка Саттера приходит “попереживать” за то, как спивается аболютно чужая ей нынешняя — это почти не свойственно подросткам. Плюс могу поставить за книжный конец, хоть мне ближе и киношный, но если смотреть исключительно на тот особый характер настроений, то книжный конец вписывается сюда куда более, чем экранизированный. Я даже удивилась. Не самый лучший литературный представитель жанра young adult, хоть и с явной претензией на что-то более глубокое и душевное.