Больше рецензий

YanaVorobyova

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

31 августа 2016 г. 16:11

1K

5

Есть такие произведения, с которыми ты проживаешь новую жизнь. Появляется живой, настоящий, созвучный твоей душе герой, и ты погружаешься с ним в историю, рассказанную талантливым автором, на время забывая о реальности. (Банально, Хоботов! Но что поделать?)
Еще со времен "Джейн Эйр" и "Мартина Идена" мне особенно интересны романы, озаглавленные именем главного героя. Это предвещает полное погружение в мир одного человека с возможностью проследить мельчайшие детали становления его личности и узнать в мыслях и чувствах героя то, что тревожит или когда-то тревожило тебя. Но "Жан-Кристоф" не вписывается в ряд вышеназванных произведений, так как этот роман несоразмерен с ними по масштабу и размаху и охватывает собой не только внутренний мир одного героя, но саму эпоху, политику, философию, искусство, мораль, нравы и надежды, идеалы и стремления общества, в котором он жил.
Маленький Жан-Кристоф в "Заре" и "Утре" умиляет наивностью, кротостью, любознательностью, впечатлительностью и ранимостью. Его детские страхи и мечты, представление о мире, развитое воображение созвучны любому из нас. Все мы боялись темноты, смерти, утраты близких, родительского наказания. Естественность героя в мельчайших деталях и проявлениях позволяет думать о нем как о реальном человеке, как о друге и сопереживать всем его волнениям, победам, открытиям и потерям.
Чуть более взрослый Кристоф, познавший горечь утраты любимого дедушки, ступивший на путь композитора и принявший на себя ответственность за семью, предстает перед читателем в "Отрочестве". Он одинок в своей семье. Братья и отец не близки ему, мать не способна его понять. Но неожиданно в жизнь Кристофа приходит друг. И в этих первых дружеских взаимоотношениях проявляется вся страстность его натуры, эмоциональная экзальтация и юношеский максимализм, гипертрофированно преувеличивающий все события и их значение в его жизни. В переписке Кристофа и Отто, в их краткой, но пылкой дружбе-влюбленности явно прорисовывается образ немецкого романтика-идеалиста, чувствительного юноши, характерного для творчества Гете и Шиллера.
Следом за неудавшейся дружбой в жизнь героя приходит первая любовь, которой тот отдается с не меньшей страстью и горячностью. (Думаю, многие из нас вспомнили свое отрочество, читая эти строки). Тем и хорош "Жан-Кристоф", что герой его невольно возвращает читателя в детство и юность, позволяя пережить первые восторги и разочарования заново.
Но, как ни странно, сам Жан-Кристоф не является моим любимым персонажем романа. В моем субъективном восприятии четырехтомник Роллана со всеми его срезами разных слоев общества и описанием общей картины жизни - галерея ярких женских образов. (Что с меня, с неразумной женщины, взять?) Именно женщины в жизни Кристофа - начиная с Луизы и заканчивая Авророй - стали предметом моего подлинного интереса.
Луиза. Женщина из народа. Простая, тихая, трудолюбивая, терпеливая, любящая мать. Мать, не способная понять сына и возвыситься до его гения, но способная принять и ценить его таким, какой он есть. Пожалуй, сцена смерти Луизы вызвала у меня наиболее глубокое и искреннее сопереживание.
Минна - юная кокетка, гордячка, своенравная, уверенная в своей неотразимости. Кто из нас не становился такой в 15 лет, впервые почувствовав свою беспредельную власть над сердцем влюбленного юноши? Эх, было время...
Сабина - один из поэтических образов романа. Загадочная и интригующая своей таинственностью личность. Одновременно близкая и недоступная. Скрытная и откровенная. Женщина, так внезапно ушедшая из жизни, навсегда оставив след в душе влюбленного юноши, так и оставшись недостижимой мечтой и нераскрытой загадкой.
Ада- свободолюбивая, соблазнительная, недалекая, веселая и легкомысленная. (Наверное, наименее привлекательный образ для меня, да, в глубине души я все-таки ханжа).
Роза, Коринна, Юдифь, Франсуаза, Колетта...(Немного напоминает песню из "Соломенной шляпки", конечно, но почти с каждой из них у героя были весьма грустные взаимоотношения).
Антуанетта! Шестая книга, посвященная истории Антуанетты Жанен и ее семьи, стала самой любимой частью всего романа для меня! Драматическая история лишений, страданий, самопожертвования ради блага любимого брата, история тайной, так и не выраженной любви к человеку, близкому по духу, но так и оставшемуся незнакомцем...Пожалуй, этот "роман в романе" я перечитаю еще не раз, как лирическое отступление от повествования о жизни Жана-Кристофа, как отдельное художественное произведение, небольшое, но динамичное и запоминающееся.
Сесиль, Жаклина, Грация, Аврора...
Но "Жан-Кристоф" не стал бы столь увлекательным для меня без истории пылкой страсти главного героя и Анны Браун. Потерявший любимого друга и полюбившуюся Францию, разуверившийся в жизни, отчаявшийся Кристоф находит убежище в Швейцарии, у одного из поклонников своего творчества, доктора Брауна. И неожиданно для самого себя герой становится жертвой разрушительной страсти к жене своего нового друга. Страсть эта лишает любовников не только сна и покоя, но и воли к жизни, подталкивая их к роковому шагу...(Не могу описать, как зацепила меня эта история и сколько нервов было потрачено во время чтения).
Подводя итоги вышесказанному, я прихожу к мысли, что для кого-то это роман о Музыке, о Гении, о Бунтарском Духе, об Эпохе, но лично для меня это роман о Трагической Любви (или, все же, Страсти?) и Смерти. Именно любовь и смерть ходят за героем по пятам. Этот роман наполнен потерями. И финальным его аккордом также звучит смерть. Но, пожалуй, благодаря внутреннему примирению Кристофа с уходом из жизни и его верой в жизнь новую, лучшую, последние строки произведения наполнены не трагической грустью, а грустью светлой, позволяющей с улыбкой отложить книгу в сторону и поразмышлять о прочитанном.

Прочитано в рамках игры Долгая Прогулка.