Больше рецензий

Feana

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 августа 2016 г. 13:59

3K

5 Увлекательные абстракции культуры

Математика – это не циферки и зубодробительные теоремы. Математика – это прекрасный язык абстракций. И когда в этот ясный язык начинают облекать хаотичные пласты культуры, происходит чудо и пароксизм довольства у меня – как у выпускника матмеха.

Первые страницы отпугивают – не понятно, зачем это всё и где, собственно, обещанные откровения? Но по законам хороших учебников нужно ввести термины, договориться о языке изложения – и поэтому первые главы нужно просто прочесть и принять к сведению.

А потом начинается само действо с фейерверком примеров. Я выберу несколько, чтобы вас откровенно завлечь:

1. Когда Шекспир писал «Гамлета», это была всего лишь история о некоем принце. Сейчас к пузырьку, содержащему пьесу, прилепились пузырьки многочисленных интерпретаций, стихов и конгениального перевода Пастернака, книги Тома Стоппарда и так далее, и тому подобное. И, конечно же, тысячи отсылок в других произведениях искусства! И исторические персоналии, ассоциирующиеся с пьесой – например, Павел I.

Таким образом, мы имеем дело с текстами, сохраняющими культурную активность, они обнаруживают способность накапливать информацию, то есть функцию памяти.

Мы можем забыть, что знал Шекспир и его зрители, но мы не можем забыть то, что мы узнали после них.

А теперь представьте, что культурная оболочка Земли (семиосфера) наполнена такими пузырьками и скоплениями пузырьков. Они взаимодействуют, меняются, находятся в беспрестанном движении. И у каждого из нас в голове есть такие структуры (если кто-то – Шерлок Холмс, то они похожи на коробки, сложенные на чердаке). Когда мы читаем, то наши личные пузырьки взаимодействуют с теми, внешними, и мы испытываем всю гамму чувств, знакомых любому читателю.

И всё это можно изложить не моими корявыми пузырьками, а языком теории множеств.

2. Почему крупные поэты чаще всего двигаются от сложного «с завитушками» стиля к классической простоте? Пастернак говорит о том, что надо впасть как в ересь, в неслыханную простоту. К простоте приходит Пушкин, Тютчев, Ахматова, Самойлов. Совпадение? – Не думаю(с). И это тоже можно объяснить и даже распространить на весь эволюционный процесс в искусстве.

3. В тексте содержится не только «что хотел сказать автор», но и образ идеального читателя этого текста. Навязший в зубах пример – читатель в «Евгении Онегине». Давайте перенесемся в современность – каков идеальный читатель иронического детектива, любовного романа Янг эдалта? «Шантарама»? А ведь образ активно воздействует на реальную аудиторию, перестраивая её по своему подобию. Короче, не читайте «Шантарам».

4. Очень много сказано о творческом методе Достоевского. Не люблю Достоевского, но теперь даже хочется перечитать. Смотрите – в начале его романов лежит не решение написать что-то на сформулированную злобу дня (сравните с дидактикой Чернышевского), а одно или несколько впечатлений, пережитых сердцем автора действительно. Это чисто поэтическое явление. А уже потом появляется план, тема – дело ремесленника. Между первыми импульсами и вошедшим в школьную программу романом лежат рукописи, которые у Достоевского больше похожи на коллажи, чем на обычный текст, и представляли собой знаки огромного многомерного целого, живущего в сознании писателя.

5. Почему бесконечен Пушкин? Мы привыкли, что в основе произведения лежит что-то формулируемое: «тирания это плохо», «женщина тоже человек», «ничто не ново под луной», «я крутой перец на мотоцикле». За произведениями Пушкина стоят некие кристаллические решетки или графы. Например, «Медный всадник» и «Капитанская дочка» изучают треугольник «человек-стихия-кумиры». Причем Петр успевает побыть и человеком, и кумиром, а Пугачев – и стихией, и человеком . То есть эти элементы находятся в движении и меняются даже под влиянием того, какой человек их сейчас читает. Тому пример – диаметрально разные прочтения «Капитанской дочки» учеником школы, взрослым человеком и Мариной Цветаевой. Трактовки «Медного Всадника» так вообще меняются в соответствии с «курсом партии».

Пушкин изучает возможности, скрытые в трагически противоречивых элементах, составляющих его парадигму истории, а не стремится нам «в образах» истолковать какую-то конечную, им уже постигнутую и без остатка поддающуюся конечной формулировке мысль.


Я останавливаюсь на пяти примерах – а ведь совершенно необходимо рассказать вам о том, почему глубоко неправильный мир «Маленьких трагедий» порождает такое здоровое чувство, о безвременности архаики и появлении понятия сюжета в культуре, о безусловно архаичном Гоголе и почему вечна Коробочка, о культурных двойниках, о необычной геометрии Ада Данте, о том, почему Петербургу необходимы мифы, о парадоксальном диалоге культур Франции и России, об агрессии поэзии в прозу и наоборот, об обратном течении времени в «Слове о полку Игореве» и еще о многих вещах.

Еще раз повторюсь про пузырьки.

Художественный текст есть акт создания мира, такого мира, в который заложены механизмы непредсказуемого саморазвития.

Каждый из нас – тот самый «мыслящий мир» из заглавия книги. Законы взаимодействия этих пузырьков безусловно существуют. Мне они чрезвычайно интересны. Книга испещрена карандашными пометками, моими ассоциациями из литературы и живописи, она была бы настольной книгой, имей я старомодную прекрасную привычку читать за столом.

И, в заключение, сделаю маленький (и восторженно-завлекательный) F.A.Q.

1. У меня нет математического образования, и вообще я алгебру со школы ненавижу. Стоит ли мне читать эту книгу?
- Если у вас есть элементарный здравый смысл и любовь к литературе, то безусловно стоит! Никто не потребует с вас теоремы Пифагора или рядов Фурье, а пару определений можно посмотреть в интернете! Ни одной формулы!

2. Я не филолог, не читал средневековых памятников, из мифов знаю только Куна, но люблю современные книги и классику. Стоит ли мне читать эту книгу?
- Конечно, ведь для понимания не нужны познания в шумерском эпосе – любой средненачитанный человек найдет там знакомые себе примеры. А «Медного всадника» и «Маленькие трагедии» Пушкина можно перечитать за пару часов!

3. Я не люблю литературу, чтение для меня – лишь способ скоротать время в очереди, когда нет интернета. Стоит ли мне читать эту книгу?
- Боюсь, вам эта книга совершенно не нужна.

Книга прочитана в рамках Урока литературоведения.

Комментарии


Впору крикнуть :Не верю !)) Ты правда выпускница матмеха ?) Очень завлекательно написала!)


А по моей занудности и любви к списочкам разве не видно?)))
Спасибо, я старалась, чтобы было интересно :)


Как-то не обратила внимания. ) Я приятно удивлена просто, а про занудство ты наговариваешь на себя. )


А что в этом такого, Тань?


Только хорошее.)) Я просто сколько видела у себя в универе студентов этого факультета, мне они казались настолько зацикленными на мат-ке, что другого ничего не видят и не слышат. Какие-то "сухари". В общем, предубеждение. А оказывается все не так. Среди них масса интересных людей.) Я так подозреваю, что и ты с матмеха, или около того , да ? )


Ага)
А мне юристы и филологи казались всегда высокомерными))


А мне юристы и филологи казались всегда высокомерными))

А на деле они милейшие люди.)) Долой предубеждения. )


Так точно))


Спасибо за отзыв! Заинтригована) Забираю себе)


А может быть по наитию - лучше,чем алгеброй об гармонию...Гауди не разобрать на лего, но на всякий случай прочитаю.Спасибо.


Артикулирование Вами таких разных вещей, как феномен обратного времени в "Слове" и парадокса диалога Франции и России впечатляет своей свободой обращения и систематизацией "запросто" в понятные, не воспринимаемые как хаотичное, случайное перечисление хоть и относящихся к культуре, но очень разных вещей. Респект и уважуха!!!

Книжка эта меня поразила, знаете - чем? Что гуманитарий автор так близко-близко, на расстоянии морозного дыхания где-нибудь в Санкт-Петербурге, где-нибудь в холодном январе, подобрался к основе и фундаменту мира - квантовой физике и выразителе ея - математике. На мой взгляд, это - чрезвычайно сурово! Образность впечатывается, ну хорошо, вписывается в гармонию соотношения неопределенностей - это потрясает! Всё это подобно Вашим кристаллическим решеткам и графам в "описании" пушкинского творчества, здорово!

Знаете, я долго размышлял над природой, истоками интерпретации как одного из фундаментов творчества (сюжеты - вполне себе ограниченное, с точки зрения математики - конечное множество, а книжек сколько написано и т.д.). В чем причина этого безумного количества? Да ладно - с количеством книжек: сколько отзывов на одну книжку! И? В чем дело? На мой взгляд в шредингеровском соотношении неопределенностей. В том числе, конечно, в том числе. Неопределенность и амбивалентность пола зародыша человека до определенной недели развития - что это? Откуда это? На мой взгляд, из неопределенности "вещей" и "полей" как таковых. Обратите внимание: и корпускула, и волна; и девочка и мальчик (о зародыше); ребенок и взрослый в личности человека; поэтика прозы и прозаичность поэзии... и это - не игра слов, или софистика смыслов, игра смыслами, - нет! Это и есть суть вещей. Посмотрите на квантовую запутанность. А это что? Хотите мою точку зрения на всё это "единство"?

Ничего нового - старая добрая сингулярность. Развернутая во времени. Функцией чего там является время? Я на самом деле не помню. Но и не шучу относительно сингулярности. В каком-то смысле едино всё, даже люди. Даже Вы в определенном смысле - это, например, я, а я - Вы. В определенном смысле, конечно! И по большому счету, мне кажется, не важна судьба этой сингулярности: тепловая смерть или новое сжатие и вечная пульсация шарика (Вы пишите о пузырьках).

При чем здесь Лотман? Конечно, при сути, сути вещей. Смотрите: Вы пишите о "возвращении" к "простоте" всех, сколько-нибудь оставивших след в литературном творчестве. Первое,пришедшее на ум, конечно же, Эйнштейн, сказавший о простоте и красоте самой сложной теории. Откуда это "имманентно присущее" интуитивное "понимание", "чувствование" красоты и простоты? Откуда? Фиг знает, но в эзотерику я не верю, потому что придется признать невыразимое априори частью какой-то мистической части "этого мира".

Вы пишите об активном характере "субъектных" отношений образа и аудитории, "образ" и "аудитория" являются субъектами. Спору нет! Более того: вспомним проблему наблюдателя в квантовой физике. Как любят выражаться на западных образовательных каналах: "это изменило мир навсегда". Изменяет мир не только открытие Америки или полет Гагарина - взгляд, которым мы почему-то удостоились от кого-то, слово, написанное или обращенное к нам. Господи, просмотр себя единственного и неповторимого в утреннем зеркале, меняет нас раз и навсегда! И это классно на самом деле! Смотрите: полиграфическое оформление - нет, это не творение автора, но без "огонька" в нем (при соответствующем бюджете этого "огонька" и "Поколение "Р" вовсе как-то и не это самое поколение, а что-то такое, живущее в эпоху перемен, а, значит, не имеющее законченной манифестации. И это то же - текст. У которого количество авторов явно больше единицы!

Вы пишите о Достоевском и его "методе". Мне кажется, к Вами перечисленному, можно добавить главную проблему любого творчества: способность выразить собственные переживания и идеи. Их, чувства и идеи, их мало иметь, хоть обладание ими - уже знак избранности - их ещё и выразить нужно. И по возможности - убедительно, ярко, привлекательно. Знаете, эдакая дилемма у публичных персон: быть эффективным или эффектным. Знаете, сейчас можно говорить о Достоевском как интуитивно "дошедшим" до "истин", открывшихся смутно догадывающемуся о них человечеству. Конечно, это не делает его глыбой меньшего размера, но в феномене Великих, гениальность, конечно, в способности выразить себя.

Меня когда-то очаровала метафора мира как текста, я прочел об этом у Лотмана. И попытался посмотреть на свой Калининград и нашу землю именно с точки зрения парадигмы текста: взаимное приспособление после конфликта и интеграция как конечная стадия взаимодействия. В каком-то отзыве даже на этом ресурсе. Потому метафора меня очаровала, что абсолютно точно, без натяжек, описывала встречу двух культур - немецкой и русской.

А Ваша рецензия - замечательная во всех отношениях!


Большое спасибо за такой подробный разбор и ценные мысли!


Лена, ну что Вы!
Вам мерси за то, что так вот раззадорили своим текстом, здоровским на самом деле!


Большое вам спасибо за столь интересную рецензию! Я очень люблю читать Юрия Лотмана на его профессионализм, глубину подачи материала, его последовательное, вдумчивое, человечное изложение.