Больше рецензий

lustdevildoll

Эксперт

Провайдер альтернативной духовности

25 августа 2016 г. 14:30

2K

5

Перечитывала книгу во второй раз, в первый читала семь лет назад (пруф), и вот воспетое Эко магическое число семь вновь привело "Имя Розы" в мою жизнь благодаря Московскому книжному клубу.

Этот роман - слоеный пирог, в котором каждый слой тесно связан с другими, но вместе с тем и несколько от них отстоит, потому что с какой стороны - философской, социальной, богословской, житейской, психологической, исторической... - на него не посмотри, каждый раз видишь новые смыслы, истины и события под другим углом. Переводчик и агент Эко, Елена Костюкович, в послесловии говорит, что в начале 80х советская цензура не позволила напечатать роман, потому что в противостоянии набитого книгами и интеллектуалами монастыря и официального папы читалась аллюзия на пражскую весну 1968 года. Как мне показалось, в советские времена напротив было бы очень здорово опубликовать роман и подать его под соусом "смотрите, какие жадные хапуги", ведь не приветствовались ни церковь (а ее представители в произведении выведены очень по-разному и многие в негативном свете), ни богатство. Ну да ладно, история не терпит сослагательного наклонения, да и к тому же каждый видит то, что хочет видеть.

За чем же при новом прочтении наблюдала я? Поскольку сюжет в общих чертах я помнила (итальянские Холмс и Ватсон, славящийся своей дедукцией бывший инквизитор Вильгельм Баскервильский и его верный помощник, юный послушник Адсон Мелекский, который уже в старости рассказывает нам эту историю, приглашены в богатый итальянский монастырь расследовать загадочную гибель одного из монахов, и за семь дней погибает еще несколько человек, плюс героям не удается разгадать, кто за всем этим стоит, в отведенный срок, до прибытия папских посланников, но в итоге они все же докапываются до истины, однако ничего хорошего из этого не выходит), на этот раз я больше сосредоточилась на историческом фоне и философских размышлениях героев.

Время, безусловно, жестокое. Люди извращали несчастную Библию как могли, и по сей день продолжают это делать, но в наше время торжества гуманизма все же не обращаются с "не такими" настолько по-варварски. Только вдуматься: да, брат Дольчин немало бед принес людям, его секта грабила, насиловала и убивала, но разорвать перед ним на клочки возлюбленную, а потом таскать его на цепи по всему городу, то там, то сям отрывая щипцами то нос, то ухо, то член? Бог есть любовь и милосердие... Вот только служители его порой бывают слишком рьяны. Я вообще, честно говоря, несколько негативно отношусь к самому институту церкви, потому что рассматриваю его как способ нарубить бабла на верующих. Достаточно посмотреть, как в средневековье жили простые люди, и как монастыри, которые ломились от золота, предметов искусства, книг, еды и т.д. Да, безусловно, жизнь монашеская не сахар, и монахи много трудятся, а не только молятся, но все-таки как же хорошо, когда люди постоянно подкидывают копеечку просто так. Можно ради такого и череп Иоанна Крестителя в возрасте 12 лет завести, и "мощи святого Антония", хотя если бы все его мощи со всех церквей Европы собрать, бедный святой был бы размером со слона. Так вот, не все монахи с таким положением вещей были согласны, и святой Франциск основал орден францисканцев, девизом которых была аскеза и любовь к ближнему, однако со временем (с момента основания ордена в начале 13 века до описываемых в романе событий прошло больше ста лет) орден сам превратился в дракона, и братья его (не все, конечно) жили отнюдь не в бедности. Католическая церковь вообще, проповедуя бедность, целомудрие и смирение, много раз свои же принципы нарушала, и этому Эко в романе уделяет довольно много времени.

Вот еще на аспекте целомудрия хотелось остановиться, тем более, что именно с ним, по одной из теорий, связано название романа. Последователи ересиарха Дольчина не отказывались от плотских радостей, сам он открыто жил со своей возлюбленной Маргаритой, и как мне кажется, во многом "традиционные" священнослужители ненавидели его именно за это. За то, что сами они вынуждены предаваться ласкам украдкой, с деревенскими девушками в обмен на кусок мяса, или с такими же монахами. Адсон, случайно потеряв девственность с незнакомкой, чьего лица не видел и имени не знал, до конца жизни вспоминал эти несколько минут на каменном полу темной кухни.

Отдельное внимание Эко уделяет взаимоотношениям между властью и народом, что у него выражается в полном согласии со старой пословицей "паны дерутся - у холопов чубы трещат". Также, если принимать на веру слова Костюкович о том, что "инквизиция - это КГБ, а монастырь с библиотекой - островок свободы в тоталитарном мире", весьма забавно в этом свете посмотреть на события романа в ином разрезе: значит, диссиденты и интеллектуалы на деле хотят ограничить простым людям доступ к знаниям, вообще относятся к ним как к быдлу и бессловесной скотине, очень любят власть, активно грешат да еще и между собой вечно грызутся, а вночи седьмого дня и вовсе становится ясно, что островок свободы на деле большая такая каменная банка с пауками.

Очень познавательно и увлекательно. Думаю, что перечитывала не в последний раз.

Комментарии


Потрясающе! Очень интересно написано. Сама читала один раз пару лет назад, книга оставила глубокое впечатление. Любопытно читать, какие мысли будит в читателях этот роман. Мне ярче всего запомнилась дискуссия о том, смеялся ли Христос...