Больше рецензий

boris_alihanov

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 августа 2016 г. 16:43

1K

0 Беседовать об историческом пути Индии – не мешки ворочать.

Бабы говорят, что мне уже достаточно много лет, чтобы понять, что все на свете человек знать не может. И не только понять, не столько понять, сколько принять и уважать себя за какие-нибудь иные достоинства. Но, читая этот роман, мне было было очень неудобно перед его автором. К моему глубочайшему сожалению, я практически ничего не знаю об этом периоде из жизни Индии. То есть я прекрасно узнаю на портретах и монетах Эдуарда Седьмого, императора Соединенного королевства, правителя Индии именно в тот момент, когда создавался этот роман. Но не более. И все происходящее в романе мне казалось каким-то выпавшим из ткани мировой истории, будто бы герои не живут каждый своей жизнью в определенной стране во вполне определенный момент времени, а играют в театре, замирая каждый раз, когда сцена с их участием заканчивается, цепенея до следующего своего действия. Но, разумеется, это не так, поэтому попробую себя убедить. А чтоб и вам не было скучно – разубеждать себя буду в манере веселой и разудалой.
Богатая природой и количеством людей Индия во времена, описываемые Тагором задыхалась под тяжестью засилья английских колонизаторов. В отличие от практически поголовно неграмотных туземцев, колонизаторы были прекрасны собой, верили в диковинного по индийским меркам Христа и вели себя так, будто были его ближайшими родственниками, всячески угнетали несчастных индусов и большинство из них вообще не считали за людей. Это крайне разлагало неокрепшие туземные умы. Так, например, группа товарищей под названием «Религиозная община Брахмо Самадж» (что бы это ни значило) начала бороться с кастовой системой и прочими пережитками дремучего индийского прошлого, видимо, чтобы понравится приезжим красавцам-англичанам. Поняв, что одним изживанием кастовой системы прекрасным иноземцам мил не будешь, ребята из «Брахмо Самадж» и вовсе решили отрицать все индийское в пользу европейского в целом и английского в частности. Получилось у них или нет – в романе не написано, однако, учитывая состояние дел в Индии нашего с вами времени - получилось не очень… В противовес подлизам-«западникам» тут же завелись местные «индиефилы», которые утверждали, что ежели великие предки завещали людей делить на касты, то вот и нечего тут канитель разводить и что-то менять. Эти товарищи свято верили, что следование всем подряд традициям, почитание посконных индийских святынь и неистовая любовь к лаптям из коры пальмы, в которых еще «деды ходили и неча тут нос воротить!» смогут поднять матушку Индию с колен и дать ей вздохнуть полной грудью. Ну или что там еще делают только что вставшие с колен отсталые страны. После прочтения романа мне также неизвестно, удалось ли что-то достичь и этим товарищам, однако, опять же вспоминая состояние дел в Индии нашего с вами времени - ничего не получилось и у этих. Или вот еще как можно сказать. На самом деле получилось что-то поменять и у тех и у тех. То есть сейчас Индия – это государство о колоссальным, вторым в мире количеством людей после Китая. В таком государстве немало по-настоящему талантливых людей во всех сферах человеческой деятельности. Огромное количество программистов, ученых, врачей, спортсменов, деятелей искусство своей родиной считают Индию. Однако потрясающе большое количество людей в Индии живут настолько за чертой бедности , что даже для преодоления этой черты им стоит всерьез богатеть. Хотя, уверен, свои патриоты и свои «западники» в Индии есть и сейчас. И по сей день ведутся споры, что лучше – отдаться благостному Западу, отринув прежнюю убогую жизнь , или же наоборот поскорей обнять пальму, чмокнуть меж ветвистых рогов буйвола и наперегонки побежать купаться в Ганг. Ну и пусть спорят, чем еще, собственно заниматься.
Но вернемся к роману. В романе все точно так же. Первого главного героя зовут Биной. Сам по себе он человек достаточно мягкий и инертный. С одной стороны он понимает, что «диды» были не дураки и просто так бы всю сложную социальную систему Индии бы не придумали, поэтому всячески поддакивал своему другу Горе. С другой стороны, Биной был малый вовсе не темный, шустро шпарил по-английски и признавал, что в проклятых поработителях и их нравах тоже что-то есть. Второй главный герой – Гора. Огромный детина с громогласным голосом и буйным нравом, ярый приверженец старины и любитель традиционных ценностей. Казалось бы, фигура типичная, но с классическими патриотами все-таки разнится одной немаловажной деталью – у него все-таки немножко наличествуют мозги. Не сказать, что слишком много, но для того, чтобы иногда постараться услышать оппонента и попытаться понять его точку зрения, иногда хватает. Но лишь иногда. Их оппоненты - многочисленное семейство некоего Пореша, состоящее в «Брахмо Самадж». Практически весь роман Гора и Биноем беседуют о судьбе Индии с семейством Пореша. А потом, когда всем надоедает это делать, они решают «Индию спасем как-нибудь в другой раз», и роман ожидаемо заканчивается. Единением рассудительной приемной дочери Пореша Шучориты с задумчивым Горой, а также союзом пылкой дочери Пореша Лолиты с мягким Биноем. Конец.
Напоследок как всегда отвечу на ваш вопрос «Стоит ли читать?». Конечно же стоит. Читать вообще стоит. А Нобелевского лауреата и тем более. Написано хорошо, со вкусом. Личности прописаны ярко, интересно. А то, что тема не ваша и после прочтения получите вы с этого не шибко много, так ведь и не убудет с вас, верно? Ну и ладненько, читаем и не ведем себя, как дуры.

ДП, ВПС-69, август 2016, основное.

Ом когдажеэтоужезакончится хум