Больше рецензий

18 августа 2016 г. 16:14

100

4.5

Трилогия "Дивергент" - одна из моих любимых young-adult серий книг. Первую и вторую часть я прочитала очень быстро: захватывающее повествование, необычный сеттинг, сильная и волевая главная героиня. Но к третьей части я подбиралась долго, ведь тогда пришлось бы распрощаться с Чикаго и полюбившимися героями. Но вот книга прочитана, и с тяжёлым сердцем я сажусь писать отзыв.

ВНИМАНИЕ, СПОЙЛЕРЫ!

В третьей части мы вместе с героями покидаем Чикаго и с удивлением обнаруживаем, что мир гораздо больше и сложнее и отнюдь не ограничен родным городом с системой фракций. А ещё в заново открытой Америке есть Бюро генетической защиты, которое трудится во имя спасения человечества, попутно продвигая идеологию генетического фашизма и стремясь к установлению тотального контроля над экспериментальными городами.

Начало романа мне показалось несколько сумбурным - герои действуют в спешке, особенно не рефлексируя, мало описаний окрестных пейзажей и самого Бюро. И в самом начале мы получаем недвусмысленное предупреждение о том, что история станет ещё более трагичной - мы видим смерть Тори, после чего (как будто одной её гибели недостаточно) нам цинично указывают на то, что её брат, скорбь по которому она пронесла через всю жизнь, оказывается живёт и здравствует.

Читателям сразу же становиться ясно, что никого Бюро спасать не собирается. В третьей книге Вероника Рот продолжает развивать важные идеи о том, к каким ужасным последствиям может привести угнетение, социальное неравенство, шовинизм и наука в руках тиранов. Для раскрытия этой мысли писательница вводит в сюжет новых персонажей - Дэвида, Ниту, Мэтью, Мари и Рафи, Реджи. Борьба сопротивления против Бюро, жизнь в постапокалиптической Америке - это гигантский пласт материала для новой книги, совершенно новой истории, потому что в "Эллигенте" ей не хватает места. Как, впрочем, и борьбе между Верными и Бесфракционниками, развернувшейся в Чикаго. Нельзя не отметить великолепные образы Эвелин Джонсон и Джоанны Рейес, достойных лидеров, благодаря которым конфликт разрешился без кровопролития.

Роль повествователя разделена между Трис и Тобиасом, и это плохое решение. Я разочаровалась в Тобиасе ещё во второй книге, где он показан мрачным и угрюмым парнем, вечно выясняющим отношения с Трис и придумывающим всё больше новых причин для обид. Здесь он точно такой же, хотя к середине книги пытается исправиться. Пытается. Я не знаю, смогла бы Трис продолжать жить, потеряв Тобиаса, но могу сказать наверняка, что он никогда бы не смог сделать для Трис того, что она сделала для него и остальных людей.

Беатрис Прайор. "Дивергент" всегда был её историей, историей её личностного роста, её борьбы. на протяжение трёх книг её характер развивается и закаляется в борьбе, и молодая девушка из Альтруистов становится бесстрашной воительницей и, в конце концов, спасительницей. Да, она может сомневаться, ошибаться и принимать неправильные решения, но в финале романа мы видим фантастически сильную личность, готовую принести самую великую жертву из всех возможных. Её путь начался с Альтруизма и им же и закончился.

Многие ругают писательницу за якобы нелогичную концовку, ведь "главные герои на то и главные, чтобы в финале не умирать". Но несмотря на то что финал трилогии разбил мне сердце, в такое завершение истории веришь. Это не "и жили они долго и счастливо и умерли в один день" и не "мои двое детей играют на Луговине". Это то, что абсолютно соответствует характеру героини, к чему она шла на протяжении всей трилогии.

Для меня было огромной честью узнать Трис Прайор. Её выбор (как и выбор Вероники Рот) изменил всё.