Больше рецензий

nevajnokto

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 августа 2016 г. 14:14

304

4 Господин Зоммер - Образ одиночества

...слезою скулу серебря,
человек есть конец самого себя
и вдаётся во Время (с)

Мировая литература - это бездонная пропасть работ об одиночестве. Это и философские эссе, и Диалоги значимых исторических личностей разных времён, и глобальные художественные произведения Золотого Фонда, и маленькие шедевры, вмещающие в себя целую вселенную. Почти, всё, что прошло через мою читательскую судьбу, несло в себе мысль, раскрывающую Одиночество как понятие, как чувство, как образ жизни, как личный выбор, как божье наказание в конце концов. Но никогда мне не доводилось держать в руках книгу, где Одиночество предстало бы перед глазами именно во плоти - не абстрагированное, не в метафорах и эмоциях, которое можно (или нужно) прочувствовать, а видимое, в обличье, из плоти и крови.
Но как же удивил меня господин Зюскинд, познакомив с господином Зоммером!

Произведение, совершенно не похожее ни на какое другое. Оно говорит от лица ребёнка, созерцающего взрослую жизнь. Детская непосредственность вместе с наблюдательностью смешивается с детским же страхом, сковывающим и, этим самым, формирующим в маленьком человеке каркас масштабных построек, на которых, со временем, возведётся Личность. Это потрясающе интересный процесс, для которого Зюскинд не пожалел красок.

Кто же он, господин Зоммер? Это человек без прошлого, который вместе с женой однажды появился в деревушке, где жил мальчик. Однажды она вышла из автобуса, он пришёл пешком. Из ниоткуда. Никто не знал точно ни его имени, ни какой-либо личной информации, хотя бы, частично раскрывающей сущность господина Зоммера. Хочу сказать, что эти моменты крайне символичны. Не тайна ли Человек? Кто он? Откуда? Зачем? В чём цель его пребывания на этой Земле - крупице Вселенной?

Мальчик рассказывает о господине Зоммере, который всегда в пути. В любую погоду, в дождь, в снег, под палящим солнцем, днём и ночью, день ото дня, от рассвета до заката он идёт куда-то с рюкзаком и с палкой в руках. Он как Колесо Фортуны, как Круговерть Пустоты, где в вечном танце сливаются два начала: Добро и Зло.

Мальчик наблюдает за всем этим, рассказывает обо всём этом на свой, на детский лад, и только несколько раз сталкивает читателя с той истиной, что скрыта в тени, в дальнем углу Великой Сцены: во фразе господина Зоммера, в его единственной фразе да оставьте же меня наконец в покое!, и в его последних шагах по воде, о которых мальчик никому никогда не рассказал.
Страх. Мир, воспринятый с ракурса, отражающего страх. Или позиция, объясняющая понимание того, что ничто не имеет смысла, всё бесцельно, преходяще, и каждый человек в сути своей одинок, безысходен, он в вечном беге, сам не зная от чего и, главное, куда...

...Будем знакомы, господин Одиночество!

В рамках игры Открытая книга.
Моя признательность FoxyRay за совет!

Комментарии


Как давно я не читала твоих рецензий! :))


Ох, Настён, я сама отвыкла писать их))
Рада тебе!