Больше рецензий

sq

Эксперт

Abiit, excessit, evasit, erupit

16 августа 2016 г. 10:44

2K

4.5 *В тексте полно спойлеров*

Давайте определимся сразу: я противник смертной казни, в особенности в феодальных странах типа России или Саудовской Аравии. Автор тоже. Теперь можно перейти и к "рассмотрению случая по существу".

Автор ссылается на Кёстлера , которого и я только что прочитал. В отличие от Кёстлера, Камю пишет ясно, не зря я его раньше любил.
В его тонкой книжке полно идей, которые я хочу записать для себя на будущее. Про спойлеры я всех предупредил.
Книга написана в 1950-х годах, т.е. всё относится к тому времени. Сейчас многое изменилось, но об этом я сделаю замечание немного позже. Уточню: речь идёт о современной автору Франции и, следовательно, о гильотине.
Кёстлер писал о Великобритании, и у него соответственно место гильотины занимала виселица. Англичане и сегодня не особенно любят французов за "оккупацию" 1066 года. (Чего ж нам ждать от стран бывшего "социалистического лагеря"?..)

Идея #1
Когда-то давно смерть была сакральным событием, но не последним: впереди ещё был Божий суд, который вполне мог бы превратить неправедно осуждённого в мученика. В этом смысле сегодня всё по-другому: мы (суд, общество) выносим решение, не подлежащее пересмотру, и в этом смысле судья

убивает потому, что его предки верили в жизнь вечную

Это в самом деле большая разница.

Идея #2
XIX и XX века создали массу учений, социальных, эволюционных и т.п., которые заменили идеи божественной и царской власти в государственном устройстве.

Политические утопии, привитые к этим доктринам, предрекают в конце времен золотой век, заранее оправдывающий все общественные неурядицы.
...
[общество] стало считать преступлением и святотатством все, что противоречит его замыслам и недолговечным догмам
...
Больше всего крови проливает тот, кто считает, что на его стороне право, логика и сама история.

Камю имеет в виду государство. Самое интересное: государство научилось манипулировать общественным мнением, так что теперь оно может легко прикрываться этим самым общественным мнением, чтобы творить что захочет.
Вот откуда взялись
-- Сталин со светлым коммунистическим будущим для всего человечества,
-- Гитлер с его тысячелетним рейхом (к счастью, только для немцев),
-- Мао с десятью тысячами лет счастья не знаю для кого,
-- Пол Пот с его "демократическим" обществом всеобщего равенства
и прочие, имя им -- легион.

Идея #3
Гильотина, самое французское и предположительно самое гуманное на то время средство казни, представляет собой замаскированную пытку.
Не уверен, что это так, никто никогда не делился своими впечатлениями от полученных ощущений. Зато я полностью согласен с автором в том, что само "предвкушение" смертной казни любого вида -- уже хорошая психологическая пытка для осуждённого, а пытки в наши дни не в почёте, что правильно.
Некоторые считают, что пожизненное заключение представляет собой ещё более жестокое наказание, чем гильотина. Камю предлагает изящный выход: узник должен иметь право лично для себя выбрать смерть, если хочет. Для этого ему должен быть предоставлен яд. Где-то я об этом уже слышал. Камю тоже. Поэтому он предполагает использование яда, более гуманного, чем цикута.

В книге есть ещё ряд интересных идей, но не интересно их перечислять. Достаточно этих.


Камю в своей книге сделал неожиданный прогноз:

Возможно, лет через тридцать положение изменится.

Надо же! Угадал! И как точно! Сегодня в большинстве приличных государств положение со смертной казнью намного лучше.
Но навсегда ли это? Не ждёт ли нас очередная, например, большая война или какой-то тип инквизиции? Или дикари какие-нибудь заставят нас вернуться к феодальным законам? Это вопрос, вопрос...

А вот цитата, которая мне понравилась больше всего:

Правосудие и здравый смысл требуют, чтобы закон защищал человека от государства, пораженного безумием фанатизма или самомнения.

Вот точнее и не скажешь!

------

Перечитал свой текст. Очень он получился сухой. Но это я для себя писал, о чём предупреждал честно.
Далее буду писать уже для всех. Попробую сухари немного разбавлять водой.

------

Значит так, теперь немного о грустном.
Раньше я действительно любил Камю и принимал на веру практически все его слова, потому что он очень умный человек, к тому же не склонный к философской демагогии. А главное -- назван он в честь отличного коньяка!
Камю (не человек)
Сегодня я уже не тот. Смотрю на некоторые силлогизмы и вижу: логика не совсем железная:

Утверждать, будто того или иного человека можно абсолютным образом отсечь от общества, потому что он абсолютно зол, значит признать, что общество представляет из себя абсолютное добро

Не согласен я, как знаменитый Полиграф Полиграфович Шариков:

-- С кем не согласны, позвольте узнать, с Лениным или с Каутским?
-- Да... (зевок)... с обоими.

Действительно, если мы убиваем определённого человека, считая его абсолютным злом, то из этого никак не следует, что себя мы считаем абсолютным добром. Мы вполне можем считать себя тоже злом, но не настолько абсолютным, чтобы быть немедленно убитыми. Об этом вам хоть кто скажет, хоть тот же Аристотель.
И таких аргументов Камю позволяет множество. Раньше я этого не видел, теперь замечаю.

Но Камю всё равно люблю. Всех их сразу: Альбера больше всех, X.O. немного меньше, V.S.O.P. ещё меньше, но и V.S. тоже хорош. (Поскольку на Лайвлибе очень много женщин, вынужден пояснить: последние трое -- это всё коньяки.)

Ну и, думаю, Альберу понравился бы анекдот про его любимую-ненавистную гильотину.

Жан, Джон и Иван приговорены к смертной казни с условием, что сами могут выбрать способ.
Первым вызывают Жана.
-- Выбирайте: виселица или гильотина?
-- Я истинный француз и выбираю, разумеется, гильотину!
Хорошо. Кладут его на эшафот, под голову подставляют корзину. Палач нажимает кнопку.
Вжик-к-к-к-к! -- Гильотина застряла!
По всем обычаям дважды не казнят, Жана отпускают. Он довольный уходит и, проходя мимо Джона, шепчет ему:
-- Гильотина не работает...

Теперь зовут Джона. Вопрос тот же:
-- Виселица или гильотина?
Джон отвечает:
-- Мы, англичане, очень любим французов, поэтому я выбираю -- гильотину!
Вжик-к-к-к-к! -- Гильотина опять застряла...
Отпускают Джона, и он, проходя мимо Ивана, шепчет:
-- Иван! Гильотина не работает!..

Очередь Ивана. Вопрос, естественно, всё тот же.
Иван:
-- Ну что спрашиваете? Ну виселица, конечно: гильотина-то не работает...

Комментарии


Вот не надо тут разводить дискриминацию. Женщины тоже положительно относятся к Камю. :) Эмм... к обоим, в смысле. :))

А если о серьёзном. Я сегодня проходила мимо места, где у нас производят казнь (в Беларуси смертная казнь в наличии; похоже, сейчас это единственное место во всей Европе, где казнят преступников) и думала о том, что это варварство. И разумных аргументов против хоть отбавляй. Но с другой стороны, и древние в чём-то были правы со своим принципом талиона - если ты преднамеренно и жестоко убил, то почему тебе должна быть сохранена жизнь.
Да, насчёт "предвкушения казни" - в "Идиоте" Достоевского парочка абзацев была по этому поводу. Вот уж кто знал, о чём говорит.


Прошу прощения: я не вас имел в виду, когда вынужденно добавил пояснение о коньяке. Питьё коньяка, в отличие от других крепких напитков, требует длительной тренировки. Это нечто вроде спорта :)))
Всех женщин, с которыми я общался, я всегда старался приобщить к этому спорту. В большинстве случаев получалось.

Горбачёва люблю за то, что он меня научил пить коньяк.
До него я был портвейнистом. (Это такое искусство пития португальского портвейна.)
А Михаил Сергеевич сделал так, что все напитки, кроме хорошего коньяка, стали практически недоступны. Таким образом он и научил меня отличать хороший коньяк от плохого. Помню, взял бутылку грузинского ОС, попробовал и понял: вот это ОН! Взял ящик. Без очереди. (Километровая очередь за водкой стояла в соседнем магазине.)
С тех пор я пью только коньяк, чай и кефир. Всё остальное только время от времени.

Про смертную казнь в Беларуси ничего не знаю. Не помню, чтобы кого-то реально казнили.
А вопрос этот сложный. Зная практику правоприменения в своей стране, я категорически против смертной казни. Когда у нас будет независимый суд и честное следствие, тогда я вслед за Камю смогу сказать, что это можно обсудить. Пока же и обсуждать нечего.
По моим оценкам, условия для дискуссии на эту тему в России сложатся примерно через 800 лет. Хорошо, подождём.

Рассказ князя Мышкина про казнь -- это действительно очень сильный эпизод. И сильный он, конечно, из-за того, о чём вы и говорите.

Кстати, между Достоевским и Камю есть глубинная связь:

Коктейль "Идиот":
-- полстакана Camus;
-- полстакана Coca-Cola.

Хотите верьте, хотите нет, а я знаю людей, которым это нравится :)))


пью только коньяк, чай и кефир

Отличный набор. :)
Насчёт коктейлей и глубинных связей - я сама коктейли люблю, грешна. Но не с Камю, конечно же. Такие напитки грех чем-то портить. :)

У нас казнили точно. Почти каждый год выносят несколько смертных приговоров, хотя количеством и подробностями я не интересовалась.
Я тоже против и по схожим причинам. Но в России же смертную казнь отменили?


В России действует мораторий на вынесение смертных приговоров. Конституционный Суд РФ -- а это высшая судебная инстанция государства, с которой спорить не может никто, ни парламент, ни президент, -- признал вынесение смертных приговоров невозможным в 2009 году. Однако имеется 5 уголовных статей, которые такой приговор допускают. Так что в принципе... если будет очень надо... (И думаю, никакой Конституционный Суд не помешает...)
Последний раз кого-то казнили в 1996 году. Скоро можно будет отметить 20-летие жизни без казней. Хотя, не думаю, что кто-нибудь вспомнит. Никто не вспомнил даже отмены крепостного права, а ведь 19 февраля 2015 года событию исполнилось 150 лет.


Аа, понятно.
У нас такие даты не слишком любят, чтобы торжественно отмечать. Хотя отмена крепостного права - это начало нового этапа для миллионов. Только там опечатка - 2016 год.


1861+150 = 2011 :)))
Чёрт, не понял, откуда у меня взялся 1865 год :)))
(Что это за год такой? Бог его знает. Я почему-то от него считал.)
В любом случае ни в 2011, ни в 2016 никто не вспоминал. Я хорошо помню, что ждал каких-нибудь государственных мероприятий по этому поводу. И не дождался.

В 2015 исполнилось 800 лет Великой хартии вольностей. Это её я имею в виду, когда говорю, что через 800 лет у нас всё будет хорошо. Вроде бы слова уже правильные говорятся, осталось подождать 800 лет, чтобы слова стали делами.

А уж поскольку мы находимся на сайте, имеющем отношение к литературе, тогда ещё добавлю до кучи. В мае этого года исполнилось 400 лет со дня смерти Шекспира. И я всего одно упоминание этого события слышал за весь май по телику. Тоже не особенно помним.


А у меня 1866. :)) Н-да, математика, похоже, не моё. :)

Про Шекспира я пару упоминаний слышала по весне. Буржуйский автор, какое уж тут внимание со стороны наших СМИ.


Математика? Нет, это что-то другое... По 150-то мы правильно к датам прибавляли...
А дни рождения Шекспира и Омара Хайяма у меня в календаре забиты вместе с родственниками и друзьями. Сейчас подумал и вижу, что можно добавить ещё многих (греков, римлян, средневековых и нового времени мыслителей и даже некоторых современников -- наших, буржуев, пролетариев и феодалов с рабовладельцами), но не буду: великих людей оказывается так много, что на всех календаря не хватит :)))

Надо будет как-нибудь составить список людей, которых я уважаю больше остальных. Самым первым и главным в списке будет наш далёкий предок или родственник, который первым догадался принести в свою пещеру огонь. Жаль, мы не знаем о нём ничего, кроме того, что он где-то в Африке жил.


Так и спиться недолго, если все даты отмечать. :))
А список любопытно было бы увидеть.


Эх, спиваться раньше надо было. Теперь и выпить-то не с кем. Дверца в баре не закрывается, потому что переполнение. Сейчас со внучкой математикой занимаемся. Она пьёт пока только шампанское по большим праздникам. (Впрочем, с друзьями не знаю, что они пьют, 15 лет как-никак.)

А если список создам, пришлю вам :)


Спиться никогда не поздно, но лучше не надо, конечно.

Договорились. :) Я сама, если честно, задумалась над этим вопросом. Может, свой список сочиню, если не лень будет.


Предлагаю сделать так.
Вы пишете свой список и уведомляете меня, когда он будет готов, но сам список не приводите.
Я делаю аналогично.
И тогда меняемся списками.

Это может оказаться интересным.

Но я реально смогу о чём-нибудь, кроме математики 8-9 классов, думать только после 31 августа.


А давайте. :) Это будет наверняка любопытный эксперимент.

Да я и сама вряд ли быстро соберусь, так что как получится, без жёстких сроков.


Я поставил себе напоминалку на 1 сентября :)


Я тоже попробую к этому времени организоваться. :)


Да, Камю очень ясно пишет, никогда не встречала никого, кто бы писал так ясно.