Больше рецензий

DollakUngallant

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 августа 2016 г. 22:38

1K

5 Франсуа.

«Жидкий свет зари,
чуть занимаясь на Востоке мира,
вползает в окна, норовя взглянуть
на то, что совершается внутри,
и, натыкаясь на остатки пира,
колеблется. Но продолжает путь.»
И. Бродский


Книга, конечно, не о том, как лукавый и коварный ислам уверенно захватывает все позиции во Франции, Бельгии и далее везде. Хотя фантастическая история с журналом «Charlie Hebdo», который 7 января 2015 года подвергся атаке исламских террористов, и в ходе которой было убито 12 человек придала новому роману М. Уэльбека именно этот вектор. Ведь в этот день на первой полосе издания была размещена карикатура на писателя с подписью: «Предсказания мага Уэльбека: в 2015 году я потеряю зубы, в 2022 году я соблюдаю рамадан».

Книга о другом. Книга о филологе и преподавателе Сорбонны из сонма умных, но не очень смелых ученых, которые занимаются, никак не свойственными мужчине делами. Филолог Франсуа (автор за всю книгу так и не наградил его фамилией) едва начав жить, уже устал от жизни.
Мне, воспитанному на постулатах о том, что мужчина обязан думать и делать: созидать, создавать материальные ценности, защищать Родину, никак не понять, что человечество действительно нуждается в многолетних исследованиях творчества какого-то элитарного мистика давно почившего в бозе, который при жизни изумлялся своим неудачам и безразличию, обладал дьявольским высокомерием и безмерной ненавистью. Ну да Бог с ним. Если кому-то это нужно, значит можно этим заниматься. В русском народе сейчас распространена поговорка «умных много, смелых мало». Видимо мы решили одну из главных проблем страны, остаются дороги. Французы тогда по этой логике решили обе, но наросла еще как минимум одна и о ней ниже.
Любопытно до дрожи, что Франсуа легко узнаваем в наших современниках.

Франсуа вяло наблюдает за переменами, происходящими в стране. Вот администрации университетов заключают договоренности с движением молодых сулафитов для организации борьбы с хулиганством и наркодиллерством. Вот вход на лекции контролируют молодые арабы, которые следят за одеждой и поведением молодых студенток. Вот ректором университета становится человек, известный своими пропалестинскими настроениями и бойкотом израильских преподавателей. В стране идет казалось бы обычная предвыборная борьба, проходят дебаты, заключаются союзы и коалиции между претендентами на пост президента Франции. Вместе с тем, раз от раза в разных регионах происходят вооруженные столкновения, случаются перестрелки, в которых гибнут люди. И не понятно кто в кого стреляет и с какой целью убивают людей. И ничего не происходит ни с предвыборной борьбой идей в рамках мультикультурализма, ни с душевным состоянием Франсуа.
Его душа словно покрыта тонким льдом, присыпанным мягким снегом и читатель понимает, что под ними безмерная, бесконечная пустота, бездна…
А Франция меж тем прощается с католичеством. Идею цивилизованного развития Европы и проект великой Франции в рамках ислама мощно продвигает новый президент. Закрываются отделы кошерной пищи в магазинах, исчезают юбки и платья, Сорбонна становится исламским университетом. Французов, принявших ислам ждет великое светлое будущее. Вот только евреям придется труднее, насколько труднее можно догадаться. Евреи массово уезжают из страны.
А наш Франсуа принимает ислам и возвращается в университет, он готов к работе с новой властью, которая обеспечивает своим сотрудникам высокий уровень жизни.
Автор не дал ему не только фамилии, но и внешности. Уэльбек глазами Франсуа постоянно описывает внешность тех, с кем сводит центрального персонажа, но мы можем только догадываться как выглядит Франсуа.

А самое потрясающее в образе Франсуа, в этом покорном, безвольном и безразличном ко всему человеке – полное отсутствие чувства греха, собственной вины. В нем никогда не было этих чувств. И эта пустота подобна полному непротивлению обстоятельствам, покорности. Этот субъект лишен образа, лишен возможности и самого права покаяния, он символ вырождения и одиночества, потому что предал все что возможно: веру и идеалы предков, собственных родителей, единственную женщину, которую любил –Мириам. Он просто Франсуа, в нем нет любви…

Комментарии


Не могу не написать: спасибо за текст.


Извините, что не сразу: спасибо вам за внимание


БРАВО!!!


Спасибо!


Думаю, у Франсуа и не было реальных средств действовать как-то по-другому, точно так же, как в 1933 не было шансов у инакомыслящих в Германии. Как нет шансов у недовольных сегодня у нас.
Остаётся выбрать ислам и продолжать жить в предлагаемых обстоятельствах. "Ислам" и значит в переводе "покорность".


Ой, ой как я не согласен.
У него были возможности не предать любовь,веру, родину, национальную самоидентичность.
Хотя бы НЕ УЧАСТИЕМ.
Другое дело, что персонаж этот из тех уже дохлых (безвольных, покорных, пустых) почти изначально и искры настоящего человеческого гасятся довольно просто.
Они гасятся угрозой (временным исполнением угрозы) лишения благ цивилизации...


А мне что-то кажется, вид трупов на бензоколонке кого хочешь заставит "поучаствовать", чтобы не оказаться на их месте.
Впрочем, вам виднее :)


Не знаю почему мне виднее.
Всем одинаково страшно.
Уже точно не помню: кажется автор дает понять,что трупы на бензоколонке из тех не многих, кто оказался способен на открытое сопротивление. Это герои...
Героем быть не обязательно, надо хотя бы остаться человеком.


И что бы вы посоветовали Франсуа? Чтобы остаться человеком, но всё-таки не трупом человека.


Ничего.
Все советы будут припарками мертвому...


OK, Франсуа ничто не поможет. Он мёртв. Вы, похоже, живы.
Что бы вы стали делать, случись вам оказаться в такой ситуации?


Боролся бы, искал, нашел и не сдался:).
Вы в серьезе перешли на мою личность в разговоре о художественном произведении?:))
Кроме шуток: имеется масса вариантов - уйти на виноградники, делать хорошее вино (мусульмане-французы любят хорошее вино) или пасти коз, делать сыр, мести улицы или уехать из страны...


Прошу прощения, я не хотел переходить на личности. Пришлось. Поскольку от советов Франсуа вы элегантно ушли, я и был вынужден это сделать, чтобы всё-таки понять, что вы рекомендуете предпринять "не совсем мёртвому" человеку :)

Полагаю, на виноградниках вам (или Франсуа) пришлось бы работать не более чем подсобным рабочим. Вряд ли у вас была бы возможность заполучить собственный виноградник в Grand Champagne. Так что по сути все предложенные вами варианты не сильно отличаются от "мести улицы".
Думаю, на самом деле разумным решением всё же было бы остаться при своей профессии. Что, собственно, и сделал Франсуа, если снова вернуться в рамки литературы. Так что зря вы о нём так презрительно отзываетесь, я полагаю :)
Хотя, вам опять же виднее :)


Значит "остаться в профэссии"- разумное решение, а пойти собирать виноград или пасти коз не разумно?
Знаете похоже на то, что мне виднее.
Потому что даже с точки зрения самосохранения мести улицы в ситуации националистического переворота в стране куда разумней, чем идти на сотрудничество с новой властью, не гнушающейся в том числе темными убийствами.
Оставшись в профессии, Франсуа непременно совершит ошибку и оступится или вскоре окажется ненужным, как отработанный материал и ему отрежут не только крайнюю плоть, но и голову. Только чуть позже...


Как скажете :)


Я сказал :)