Больше рецензий

12 августа 2016 г. 18:16

3K

1.5

Музыка Прокофьева после 1948 года почти не исполнялась, так что денег в доме не было. Однажды выяснилось, что нет ни копейки. Придя к Прокофьеву, Слава застал его беспомощным и растерянным.
— Что случилось, Сергей Сергеевич?
— Слава, подумайте только, сегодня нечем платить кухарке…

Мемуары Вишневской прекрасны как напоминание о том, что путь к творческому успеху зависит частично от таланта, частично от везения, но, прежде всего, от упорного труда, и полностью бесполезны как источник сведений о жизни в СССР.
Певица застала очень интересные времена: от 40-х до 70-х. В стране за это время много чего происходило. Отменялась карточная система, и появлялось движение стиляг. Были пятилетки, освоение целины и массовое жилищное строительство. Гагарин летал в космос, и развивался спорт. Менялся и уровень жизни населения от мод и содержимого тарелок до возможности обзавестись дополнительными метрами. Но если верить Вишневской, то в СССР не менялось ничего: как в 40-е было нечего жрать – так жрать и нечего, как было негде жить – так жить и негде. Все советские мужчины – это законченные алкоголики, превращающиеся в стариков к 50 годам. А все советские женщины – это разожравшиеся бесформенные тумбы в аляповатых страшного вида кофтах.
В остальном – типичная антисоветская истерика. Быть может, в престройку это всё и было откровением. Но в настоящее время уже смешно читать про миллиарды расстрелянных лично Сталиным и большой писюн Лаврентия Берии. Про то, какие душки Сахаров с Солженицыным, и какой мученик Николай 2. Про то, как в СССР уничтожали культуру, организовывая коллективные походы рабочих и служащих в большой театр. Про несчастную Чехословакию и обетованные США.
Вишневская много говорит о советском народе, живущем якобы серой и унылой жизнью. Но достаточно часто удивляется в стиле «а вот народ-то у нас оказывается, какой»: и на репрессии ему пофиг, и по Сталину плачет, и творчество её критикует, мол, негоже это – советской женщине и матери семейства показывать на большом экране сцену полового акта, и большого горя по поводу её отбытия из страны как-то не испытывает.
Много у неё претензий и к партийной верхушке и её политике в отношении творческой интеллигенции. Но что, собственно, партийцы делают такого страшного?
Жрут много? А Вишневская, пардон, чего жрёт? Так нуждается и голодает, что, обустраивая в домике для гостей Солженицына, снимает заграничные портьеры с третьего этажа собственной дачи? У её опального мужа Ростроповича вполне себе хватает денег на коллекционирование фарфора. А вот что жрёт «мученик системы» Шостакович:

Он всю жизнь боялся, что не сможет прокормить семью, а семья была большая, и он был единственным кормильцем. Дети его: дочь Галина с мужем и двумя детьми, сын Максим, тогда еще студент, с женой и сыном — фактически были на его иждивении. Да еще старая нянька, прожившая у него всю жизнь, и домработница в московской квартире, и еще одна домработница и истопник на даче, шофер, секретарь — всем им надо было еще зарплату платить. Ну, и сам Дмитрий Дмитриевич с женой. Итого 15 человек. Он говорил:
— Вы подумайте: ведь только на завтрак нужно две дюжины яиц, килограмм масла, два килограмма творога, несколько литров молока! Это моя семья — что станется с ними, если я перестану писать?..

Привлекают к корпоративам? Но основная масса творческих работников на них с удовольствием идёт – как-никак хороший шанс подзаработать. При желании можно отказаться. По крайней мере, когда это сделала Вишневская – в откровенно грубой форме – никто её (вопреки страшилкам антисталинистов) в ГУЛАГ не потащил и карьеру не перекрыл, а наоборот – даже помогли с квартирой.
Подсиживают друг друга? Как будто артисты Большого не делали того же самого. И не всегда по инициативе КГБ.

Ирина Архипова, бледная, запыхавшаяся, вцепившись в мою руку, как безумная зашептала на ухо:
— Не плачь, не плачь. Я отомстила… я отомстила… Я только что вернулась из ЦК… Я отомстила…

Наступают на горло творческой песне? Так и в странах Запада с этим не всё красиво и замечательно. В Америке, например, на одну роль, в том числе главную, могут приходиться по три певицы. И играть они будут в тех костюмах, какие им дадут. В театре Ла Скала была освистана «Травиата» - всё потому, что постановщик не дал публике то, что ей нужно.
Не доплачивают гонорары? Однако скажем-ка честно, занимаются раскруткой. Вряд ли какая-нибудь Галя Иванова (изначальная фамилия Вишневской) смогла бы сделать всё это сама.
А вообще мемуары Вишневской напоминают известный демотиватор – с Новодворской. Вот этот:
картинка helenhaid

Комментарии


Читала как то воспоминанания тех кто знал ее. Многие называли ее не самым приятным человеком. Очень говорят нос задирала.


Я не знаю, как она была в личном общении, но в её мемуарах достаётся даже Шостоковичу и Ростроповичу. Не говоря уже о коммунистах.)))


Это вы ещё мемуаров Майи Плисецкой не читали.Или читали?Там настоящее, змеиное шипение.Такая ненависть к своей стране выплеснулась,что прям захлёбываешся в волнах её дерьма.Читать опасно для жизни :-)


Век живи -век учись.))


Мемуары Плисецкой это что-то ))) Очень уважаю ее как профессионала, берясь за мемуары, рассчитывала на некое подобие беседы с великой и интересной женщиной, а оказалось, как Вы и сказали - "змеиное шипение" и тонны, просто тонны ненависти ко всем и вся.


Вспоминается один эпизод. Интервью у Плисецкой в годы перестройки или позднее:

Плисецкая: - В СССР все люди стучали в КГБ друг на друга!
Журналист: - И вы с Родионом Щедриным?
Плисецкая: - А мы причём?? Вы хам!!!
Интервью закончено...
В дальнейшем к Плисецкой этот журналист не допускался.


Ну вот, а ожидаешь чего-то высокодуховного от сливок людей культуры.


А кто вам сказал, что человек культуры высокодуховен во всём?))

Довольно часто творчество идёт отдельно, мировоззрение -отдельно.


никто не сказал-собственное ощущение) Кажется, что люди, прикасающиеся всю жизнь к шедеврам искусства, непременно должны меняться в лучшую сторону)) Но,конечно же, это моя иллюзия - это такая же работа для них, как для меня - моя, совсем не высокодуховная))


Тогда биографии "людей искусства" лучше не читать.)))


Читать с пониманием того, что "за кадром" может обнажиться во всей красе не высокая культура и духовность, а сама суть - характер человека и его отношение к людям.


Мемуары человека - это прежде всего самохарактеристика человека. И если человек - хороший профессионал снаружи, но гнилой внутренне, это всегда прорывается.


Такие мемуары нравятся тем, кто ненавидит Россию, они аж слюной захлебываются)) Такое впечатление создается))
А с квартирами было так всё "плохо", что моя мама при переезде в другой город Бросила свою квартиру, уверенная, что ей в другом городе другую дадут и дали... успела она ее получить от завода))


Ну это зависело от того, где конкретный человек жил и работал.

Но иногда и о решении квартирного вопроса можно с таккой злобой рассказать!!

Чтобы обеспечить хлынувшее в города население жильём, без которого оно элементарно ночевало бы на улице - государство строит бараки. Плохо: они неэстеичны, и пол земляной.
Чтобы переселить их этих бараков, уплотняют квартиры бывшей аристократии и переделывают их в коммуналки. Снова плохо: дебилы-соседди и очередь в сортир.
Затевают жилищное строительство, что позволило бы переселиться из коммуналок в отдельные квартиры. Снова плохо: при Сталине квартиры строились не так быстро. как хотелось бы, а в 40-е годы программу свернули. При Хрущёве квартиры были маленькие. И вообще: что это за квартира, несли она не в собственности?))
На протяжение существования СССР строительство жилья не прекращается. Снова плохо: почему выстроили мало?


Это да, но там остались родственники, она сама говорит "И почему я на племянницу не оформила?")))

Мама рассказывала, что некоторые, ходили просить квартиру, напялив всё лучшее, всё злато и серебро, их двигали, говоря "Ты своё золото продай, я лучше вот этому в робе вперед дам"))

А недовольные были и будут всегда).


Неправильное впечатление у вас создается.


Естественно, только ваше же - правильное)


В отличие от вас я не ставлю диагнозы по комментариям.


А можно уточнить? Вот вы пишете "Но в настоящее время уже смешно читать про ...несчастную Чехословакию". Остальное меня не очень задевает, а вот что смешного вы прочитали про события 1968 года? Или Вишневская их как-то особенно трактует?


Смешного? Странное убеждение определённого контингента в том, что СССР не должен был отвечать, когда Чехословакия начала размахивать кулаками.


Понятно.


Спасибо, за отзыв. Совершенно с вами согласна. Писать книги, наполненные злобой - безнравственно. Что-то похожее, испытываю при чтении Дины Рубиной :(


Извините за посторонний к рецензии вопрос, но любопытно, что злобного Вы нашли в книгах Рубиной?


А вы мемуары Вишневской читали или судите исключительно по рецензии о том что книга наполненна злобой?
И да присоединяюсь к вопросу, чем же вам Рубина то неугодила?


И Улицкой тоже.


После данной рецензии и некоторых комментариев под ней хочется помыться, а вовсе не после прочтения мемуаров Вишневской...


Подвиньтесь чуток, я рядом с Вами к крану с водой...