Больше рецензий

12 августа 2016 г. 13:26

598

4 Аманда нашлась, Трейси в туннеле, а я изобретаю новый поджанр

Ух, как мне хотелось эту книгу. Особенно из-за эксмошного оформления: темнота туннеля, девочка, к локонам которой пририсовали сияние, золотая подвеска в форме сердца. Украденный человек плюс семейные тайны равно идеальный триллер в моём понимании. Вот "Фантом Пресс" своей обложкой с девочкой без головы задали совсем не то настроение - под такими обложками обычно документальные свидетельства жертв похищений выходят. Так задирать планку романчику негоже.

Уже в момент, когда главная героиня Молли со скоростью абитуриента театрального вуза выпаливает скороговорку, как когда-то, много лет назад, не спасла девочку Аманду (мужик-заталкивал-в-машину-сказал-что-дочь-кричит-потому-что-ей-не-купили-куклу-всё), я поняла, что особых ожиданий на книгу возлагать не стоит. Ну, так возьмём своё развесистостью клюквы, решила я, благо клюква в книге цвела и пахла и приключений там не меньше, чем бредятины. Честно сказать, я считаю, что в литературе категорически не хватает поджанров. Вот сказал янг-адулт и уже понял, что там про не-такую-как-все-девушку и про самого красивого в окружающем пространстве парня (мистика, фантастика, детективная мэрисьюишность - по вкусу). Сказал "джалло" и перед глазами слуги-обезьяны, литры крови из кетчупа, безумные маньяки и ведьмы, скалящие всё, что у них может скалиться. А тут в "триллере" сиди и гадай, что это - не то психологический срез поколения на фоне трупов, не то перебор увидел-завизжал на фоне всё тех же, уже практически своих, маньяков-извращенцев. Даже не знаю, что делать с таким тяжёлым положением дел в литературной промышленности. Может, придумаю названия для каждого поджанра и составлю по подборочке. Ударим лл-шным креативом по художественной неопределённости!

То, что клюква будет висеть с каждой ветки, стало понятно, когда Молли начала рассказывать, как мучилась, что не помогла Аманде. После того, как в газете появилась заметка об убийстве Аманды, Молли решила пойти ва-банк с пострадашками - там и съезд по фазе, психотерапевты, даже вся семья сорвалась с насиженного места и приехала в провинциальный Бойд. Ээээ, подруга, - спрашиваю я, - так что с Амандой-то? Ты обратилась после этого к полиции, рассказала, как выглядел похититель и его машина, его хоть поймали после убийства девочки? А вот нет ответа и всю книгу его не будет. Авторша думает, что читать о переживаниях Молли интереснее, чем о том, чем же завершилась ситуация с похищением. Ах ты ж, - тепло улыбаюсь я авторше, - маленькая эгоцентричная сучечка! Всё равно твоя клюква хороша! Только не смей в конце заявлять, что девочка в газете и девочка с куклой - были разными существами. Клюкву тоже надо уметь готовить и подавать так, чтобы от неё не было изжоги.

Вообще-то я в недоумении. Вроде автор заявлен один, а ощущение, что книгу писали двое. Автор и клёвый редактор что ли? Потому что всю эту клюкву читать действительно интересно (уууууу, жуткие маньяки!), при этом это не вяжется как-то в моей голове с образом автора, который долго расписывает сексуальный живот мужа Молли, викторианскую новоскраденную пай-девочку Трейси, пожилую пару продавцов-корейцев, которые и через двадцать лет жизни в Америке говорят со смешным китайским акцентом из полурасистских фильмов тридцатых ("Я не знать, он приходить"). А вот лихость сюжета прикалывает.

В том же Бойдсе, который хотя и провинциальный, но настолько продвинутый, что в нём пастор женщина, похищают ребёнка (кстати, как я и сказала, похитили и все ищут Трейси, на кия использовать в названии имя давно почившей Аманды - загадка тонкой авторской души). Молли и её чувство вины пускаются на поиски. И тут выясняется, что у Молли экстрасенские способности. О-па. А это я уже люблю. Способности так же щедро отсыпаны её сыну, что, разумеется, вызывает истерику её мужа - аааа! Ты занимаешься экстрасенсорикой и сына втягиваешь! *будут ли от постоянных занятий ясновидением расти волосы на ладонях - вот в чём вопрос!* Ну, истеричность персонажей - это тоже закон поджанра. Ещё экстрасенством страдал Родни - затороженный брат пастора Летт, которого двадцать лет назад обвинили в убийстве очередной похищенной девочки. Я сказала себе, чтобы дёргаться мой глаз прекратил: когда Родни обвинили в убийстве потому, что он повторял "Девочка в темноте", а также когда Родни забили до смерти, так как его тело обязано было отправить на вскрытие, а не увозить в Делавер, и что в подобных странностях расследования должен был бы задействован весь полицейский участок, потому что нарушение процедур уж слишком вопиюще (нет, я понимаю, что логики в подобных романах быть не должно, но я как-то к логике привыкла, мы с ней сроднились). Почему убийство спустили на тормозах? Ведь если убил не Родни, то он - свидетель похищения, значит убийца просто хотел заткнуть тому рот. Логично? Логично. Я даже предположила, что девочек могут просто приносить в жертву богам кукурузы всем полицейским участком вместо утренних летучек, однако фигушки, всё так, как есть: полицейские радостно свалили всё на Родни, горожане радостно ощутили, что им выпало быть "грозной толпой с факелами", а пастор Летт осталась после расправы в городе выполнять свои обязанности (кстати, она ещё и прячет какого-то мальчика в старом заброшенном доме, чтобы уж точно поддержать в книге густоту готического ужаса). Если горожане, помимо главных активистов в деле установления справедливости раньше полицейского расследования, были уверены в невиновности Родни, они вроде должны были биться в истериках: маньяк на свободе, я буду жаловаться на бездействие полиции в Юнеско и Комиссию по правам сексуальных свобод. А если всё-таки были уверены в виновности, то однако замечательные отношения у них были с пасторшей. "Мэм, жутко сожалею, что ваш брат изнасиловал и убил соседскую девочку, поверьте, мы вас ни в чём не виним, но и на церковь будем давать только половину оговоренной суммы" - "Это так мило с вашей стороны, я тоже не виню горожан в том, что они забили братика до смерти раньше, чем появилась хотя бы тень улик, но всё равно буду каждое воскресенье читать проповедь о божеском возмездии и страданиях в адском пламени".

Если начать искать смысл, можно негодудеть, бить себя в грудь пяткой и отрывать авторше те части тела, которые попадутся под гневобогатые руки. То, что все в городке не в своём уме (например, отказываются вызвать врачей во время сложных родов), предположим, объясним инбридингом. А что не так с приезжими, гм, ну так подкинем для связности проблемы с фторированием воды из под крана - как выпьют, так и брыкаются все в маразм и умственное недоразвитие - от историков до инспекторов. *это я подкидываю, а не автор, так как несмотря ни на что, мой мозг требует мотивации персонажей* Но смысл искать не надо. Потому что я поняла, какое название у жанра - "криминальная сказка". Такие книги в целом и пишутся людьми с сознанием подростков, и общий тон произведений недалеко отмаршировал от "подросткового фэнтези". Никакой реалистичности там нет и быть не может, даже эпилог романа приходится на Рождество, угощения и общее примирение. Именно для этого поджанра я и создам подборку. Одна из примет - полная нереалистичность описанного.

Чем-то "Аманда" напоминает Натюрморт с воронами , вернее конкретно туннелями и тайнами сумасшедшей семьи и напоминает. Правда, если "Натюрморт" ваялся именно как высококлассная сказка, то "Аманда" огорчает отсутствием психологичности, тем более, что там половина книги завязана на приобретении вялого стокгольмского синдрома. Но несмотря на это, в своём поджанре книга вполне хороша. Та же история недоразвитого Родни вызывает жалость (пусть ты десять раз помнишь, что читаешь книгу, причём совершенно неправдоподобную). Это всё то же "джалло" только в литературном варианте и с претензией на реальный психологический триллер. Нет, до реальности авторше как прорывать руками подземный туннель от Америки до Самарканда, логичности тоже ей Бог не отмерил, но при этом всё так миленько, в бантиках и розовых цветочках, да и вообще авторша просто рассказывает историю, а не пытается "вызвать жалость", "похоть", "сострадание", потому и не возникает ощущения нарочитости.

Пусть вас не введёт в заблуждение оценка 4. На самом деле книга весит ровно 3,5 - на самом краю читательского одобрямса. До сказок красивых, атмосферных, логичных (а нереалистичность тоже может быть логичной) "Аманде" не достать даже в прыжке. Но при этом книга, как представитель своего поджанра, вполне неплоха. Завышенная оценка у меня для того, чтобы хоть немного добавить книге веса на фоне тех двоек и троек, которые заслуженно посыплются на книжку, как только до неё доберутся читатели en masse. Да, это слабенькое чтиво, если рассматривать с точки зрения триллера, но как сказка с массой ясновидящих, пугающими маньяками и даже призраками (бинго в мистической лотерее!) - вполне себе съедобно под аккомпанемент шума моря, криков официантов и ссор чаек. В общем, когда нет ни времени, ни желания вдумываться в прочитанное. Книга не захватывает, но и не бесит, и не претендует на "серьёзную литературу" или "лучший триллер года", а за это можно простить многое.

Комментарии


И тут выясняется, что у Молли экстрасенские способности.

вот люблю я такие повороты :D Особенно, когда автор сам следствие завел в тупик своими играми разума, а потом прибегнул к такому вот финту, чтобы направить его в нужное русло. Гениально, чё;)


Так самый кайф! Дети в подвалах, сумасшедшие, экстрасенсы - и всех вдоволь! Не понравился один, там ещё парочка, чтобы потрафить любому вкусу!)