Больше рецензий

11 августа 2016 г. 07:27

8K

2.5 Квази и немного милитари

Если бы меня попросили найти для писателя Лукьяненко наиболее подходящий образ методом свободных ассоциаций, то, скорее всего, это был бы танк. Тяжелый. На гусеничном ходу. Тот, который грязи не боится.

У Лукьяненко есть свой характерный авторский стиль – узнаваемый слог, отточенный и невымученный, частые повороты сюжета и проверенные методы развития интриги. Такая своеобразная колея, которой он придерживается. Не сказать чтобы на этом проторенном пути можно было встретить что-то новое. Зато гарантирована стабильная читательская аудитория – в основном, поклонники смелой однозначности, блицкрига и всяческих шутеров.

«Кваzи» – это постапокалиптическая история с участием новой одноименной разновидности человеческих существ. Жизнь после смерти, выдающиеся способности физического тела, разум, лишенный эмоций. Тут никак невозможно обойтись без конфликта старого и нового. Хотя все объединено рамками расследования одного преступления, но оно неизбежно выходит на уровень всемирного масштаба. Впрочем, я не знаю ни одного романа Лукьяненко, где разбег сюжета был бы скромнее.

Трудно сказать, в плюс это отнести или в минус, но все проблемы описаны неглубоко. Я бы даже уточнила, что поверхностно. И потому заявить, что произведение пронизано философией, не могу. Если только это не та разновидность философии, которая плавно перетекает в психоанализ. По крайней мере, отлавливать мумифицированных тараканов автора в романе – занятие по-своему увлекательное. Мизогиния, великодержавный шовинизм, хронический конформизм…

Хотя кого нынче может удивить снисходительное отношение к женщине? Разве что феминисток, но на них автор давно и прочно положил.

– Как? – спросила Виктория. И моргнула. Лицо у неё стало глупое, как у обычной живой женщины.

Понятное дело, обычные живые женщины не отягощают себя умными лицами, чтобы случайно не спугнуть писательскую самооценку.

Вообще, согласно этому роману, допустимые ипостаси для женщин - мать и жена. А те, кто не вписал себя в эту систему ценностей – истерички и злодейки. Именно поэтому храбрая госбезопасность и доблестная полиция всю дорогу вынуждены гоняться за лицом женского пола, которое утратило свою социальную роль. Другая дама по сумме своих мировоззрений даже получила почетное звание «концентрированного зла». А два главных персонажа – разумеется, мужчины, они безусловно положительны, даже когда немного убивают.

Если уж женщина ввязывается в какую-нибудь противозаконную деятельность, так она ввязывается по полной. Мужики сплошь и рядом – по дури, и легко их переубедить. А уж если женщина встала на кривую дорожку, так её оттуда увести сложно.

Вон оно что. Женщины по дури никуда не ввязываются. Женщины сознательно криминальны, только лица у них подкачали.

Разумеется, автор не мог обойти вниманием Америку. Впрочем, в ту сторону он пострелял из обоймы привычных стереотипов без особого фанатизма. Сравнение с Черчиллем особенно умилило… дорогой камрад Лукьяненко, человек и танк, продолжайте радовать нас своей свободой суждений, ведь кто еще, если не вы!

В целом, если не обращать внимания на второстепенные детали, то можно сказать, что все очень живенько, динамично, геройски, бравурно, в ритме марша. «Броня крепка и танки наши быстры, и наши люди мужества полны»... парам-пам-пам... С другой стороны, взяв в руки эту книгу, разве кто-то ожидал найти тут что-то кроме?

Ветка комментариев


Если бы вы внимательно читали рецензию, то заметили бы выражение "великодержавный шовинизм". И нет, оно не имеет отношения к категориям "Человек-Восставший-КваZи", потому что автор предпочитает не углубляться в философию и не оперировать абстракциями. Автор спешит одобрительно высказаться по поводу текущей политики партии.
Относительно того, что называется простым словом "мизогиния". Даже если вы не осуждаете Викторию, это вовсе не значит, что того же мнения придерживается и автор. Виктория именно пытается решить проблему, но - упс! - весьма неудачно, теряя голову на этом пути. Даже имея относительно благородную цель, она проигрывает и приговаривается к смерти положительным главгероем.

они представляются мне в образе заботливой матери (жена Дениса и мать Руслана) или в образе человека верного профессиональному долгу (Настя).

Как и было сказано, "допустимые ипостаси для женщин - мать и жена". Настя - не врач, она поддается материнскому (!) инстинкту.

– Мама… – донеслось из радионяни, беспомощно и слабо. – Мама, пить…

Так что вам именно кажется, что мое отношение к автору основывается на предубеждении. )


Так а что плохого в том, что бы быть хорошей матерью? Да и является ли главный герой "положительным"? Ведь он из-за своих психологических травм, обостряющихся на фоне алкоголизма, ради собственного успокоения, убивает без раздумий не только восставших но и "КваZи", бесспорно разумных и не менее человечных существ чем собственно люди. Если бы главный герой был женщиной с таким же психопортретом, было бы это мизогонией? Можно вы видите в книге, то что хотите увидеть???


а что плохого в том, что бы быть хорошей матерью?

Не знаю, как у вас, а нас уже давно личность любого человека самоценна. Безотносительно его социальной роли.

Если бы главный герой был женщиной с таким же психопортретом

Предлагаю сначала дождаться этого патетического момента, когда г-н Лукьяненко напишет книгу с женщиной в качестве главного героя. :)

Можно вы видите в книге, то что хотите увидеть???

Я понимаю, что вам очень бы этого хотелось, но ничем в этом вопросе вам помочь не могу. )


Не знаю как у вас, а у нас быть матерью, не значит перестать быть личностью.
Г-н Лукьяненко - мужчина, в полной мере он не может прочувствовать персонажа женщину, отсюда и главные герои в его книгах - мужчины. Из этого не следует что он увлекается мизогонией. Следуя этой логике, любого писателя, у которого женские персонажи не главные, например, Достоевский, можно считать шовинистом, ведь будь он "правильным" писателем, наверняка написал бы книгу "Сёстры Карамазовы")))

Не знаю как у вас, а у нас быть матерью, не значит перестать быть личностью.
Г-н Лукьяненко - мужчина, в полной мере он не может прочувствовать персонажа женщину, отсюда и главные герои в его книгах - мужчины. Из этого не следует что он увлекается мизогонией. Следуя этой логике, любого писателя, у которого женские персонажи не главные, например, Достоевский, можно считать шовинистом, ведь будь он "правильным" писателем, наверняка написал бы книгу "Сёстры Карамазовы")))

Не знаю как у вас

Сочувствую. Что я вам могу в связи с этим посоветовать. Для начала посмотреть, что мир уже знает о демагогии, выучить правописание слова "мизогиния", почитать хоть немного о феминизме, на всякий случай ознакомиться с понятием о тесте Бехдель, а также запомнить, что апелляция к авторитетам не служит значимым аргументом. Все-таки двадцать первый век на дворе, да и элементарные вещи обсуждаем - не конфайнмент кварков, поди...


Простите мою неграмотность, с правописанием у меня туго. Тест Бехдель здесь явный перебор, вы не находите? Он не годится для полного анализа произведения, да и разного рода тестирования уместны в спорте, но никак не в искусстве.


Я думаю, что ничего принципиально не поменяется от того, что тест Бехдель мы назовем критерием. Это достаточно слабенькое требование, предъявляемое к текстам, и я не применяла его к обсуждаемому роману. В этом нет необходимости - рамки, в которые Лукьяненко традиционно загоняет своих героинь, очевидны.