Больше рецензий

9 августа 2016 г. 16:28

325

5 Стефан Кларк. Англия и Франция: мы любим ненавидеть друг друга.

С первых страниц книги у меня возник вопрос – а художественная ли это литература? Или учебник истории, составленный по лекциям препода-затейника, который привык перед аудиторией потряхивать грязным бельишком, чтоб скабрезными шуточками привлечь внимание нерадивых студентов к своему предмету. Нет, не подумайте, я не жалуюсь – сюжетная линия тут есть. И повествование ого-го какое! - аж с восьмого столетия и на тысячелетие с гаком вперед! Событий – море, они мелькают перед глазами со скоростью «Сапсана» и частенько приходится возвращаться на пару страниц назад, чтоб убедиться, что именно этот герцог женился на тооой самой Марии, которая была внучатой племянницей вооон того короля, а не его внебрачной дочерью.
Потом попыталась понять кого же из многочисленных Карлов, Вингельмов и Людовиков и проч. можно назвать главным героем книги… Со временем пришло понимание – никого. Главные героини тут две склочные соседки, стечением обстоятельств разделенные Ла Маншем – Англия и Франция. Все остальные – короли, королевы, папы, аристократия, политики, феодалы, народ , армия, рабы – это так, маленькие винтики в большой машине, действующие фигуры на шахматной доске сих держав)
В любом случае книга сначала затянула и подкупила ироничным слогом повествования и остроумными ремарками порой очень к месту вставленными автором. Ох, какую широкую улыбку вызывает утверждение, что пенис – обязательный отличительный признак монарха средневековья, например! Шикарные описания кровавых «шевоше» (увеселительные прогули с грабежами, убийствами и насилием, ха-ха!) тоже покорили мое воображение. Мерзковато немного, но средневековье же! Или весьма неплохой (приправленный игрой в слова «бюргер» и «бургер») художественный анализ скульптуры Родена - «6 бюргеров». Я, например, не знала предысторию её создания – за что мне анафема, как плохому искусствоведу. А вот про «Орден Подвязки» давно наслышана. Боготворю их девиз «Пусть стыдится подумавший об этом плохо» (Honi soit qui mal y pense) и даже посещала Convento de Cristo – так называемую Твердыню ордена Христа (чудесный монастырь тамплиеров в Португалии, построенный в стиле мануэлинов), где этими самыми подвязками подхвачены все колонны, башенки, окна…мм…
Но где-то к середине книги ты уже порядком устаешь от сарказма, насмешек и потоков ненависти, которые автор изливает на оба государства, но почему-то Франции достается large portion (уж не по тому ли, что сам писатель – британец?)). Не слишком ли цинично звучит: «топор варвара-палача изуродовал тело, которое украшало постель короля Франции», о бедной Mari королеве Шотландии? А было ли мне нужно знание того, что до 17 века католический священник плевал в рот младенца при крещении? ббррр... не думаю… История создания гильотины - годная, а вот кто и зачем убирал пузырьки из шампанского и кого на самом деле стоит считать создателями этого напитка - скучна. Колонизация, где людей, как скот гробили, тоже малоприятное ощущение оставляет. Французская революция, где самые кровавые месива (с усекновением голов кухонными ножами и поджариванием на кострах) устраивали женщины – вообще гнусь. Душераздирающая история про аукционные торги, где выставлялось мумифицированное достоинство великого корсиканца, любовно названное «багетом», соседствует с кулинарными главами, где речь идет о всамделишных круассанах, багетах и виноделии. Так что за обедом книжечку лучше не читать)) Мировые войны…. Я девочка, и готова читать про красивые платишки, коварных женщин, брутальных рыцарей, адюльтер и интриги, но не про военные стратегии, победы и провалы генералов …
К концу книги начинаешь понимать, почему Франции достается больше тумаков – автор и правда влюблен в эту страну и очень старательно ковыряется в её грязном бельишке, фетишист чертов! Действительно, что может быть интересного в чопорной викторианской Англии начала ХХв., кроме принца-нимфомана? А вот во Франции есть «кресло любви» (хочу увидеть эту конструкцию!), и вообще это уже признанная столица секса и алкоголя – с легализованными борделями и без расовых предрассудков. Ну и искусство тут прямо таки пышным цветом цветет. Смотрите: вооон авангардисты слетаются на доллары Пегги Гуггенхайм, Сартр, Майоль и Эдит Пиаф обихаживают нацистских офицеров, а Коко Шанель, шпионя за партнерами-евреями, борется за свои права… на аромат «№5», а вы что думали?) Не знаю, насколько эти истории соответствуют действительности, но зацепили - есть в каждом человеке желание посмаковать какие-то сплетенки. Вишенкой на торте для меня (и планами на пересмотр «Мечтателей» Бертолуччи в ближайший уикенд) стала «сексуальная» революция 1968 года. Нулевые года – скучны, ибо там слишком много политики.
По прочтении сделала такой вывод - не могу отдать предпочтение какой-то из этих стран – ни Франции, ни Англии, - кажется, я ненавижу их с одинаковой силой! За книгу – спасибо. Нашла для себя моменты, которые стоит изучить чуть глубже уже самостоятельно. Возможно, это начало моей большой любви к европейской истории, ведь как говорится – «от любви до ненависти…», или наоборот))

Источник