Больше рецензий

red_star

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 августа 2016 г. 07:43

2K

5 Киммерийская тьма

Алексей Толочко – восхитительный стилист. Он взял лекции, которые читал в КМА, объединил три довольно разнородных блока и создал памфлет, качественный и любопытный.

Уже несколько десятилетий в исторической науке принято заниматься деконструкцией. Известная нам с вами цивилизация считает, что покоится на твердом основании знания, гордо именуемого наукой. То, что было дискуссионным в XIX – начале XX века, уже с середины XX стало восприниматься во многих гуманитарных науках как аксиома, просто база, к которой никто не имеет желания присматриваться. Такое некритическое восприятие рождает мифы и миражи.

Поэтому некоторые желчные и придирчивые ученые полюбили заниматься тем, что возвращаются к основам, смотрят на них через призму современных методов и разбирают их по косточкам. В сухом остатке оказывается, что основы многих социальных наук – не более чем замки из песка. В качестве основного примера принято приводить Ориентализм Эдварда Саида, хоть он сам достаточно путанный и неорганизованный, но тренд он начал.

Вот и младший Толочко занимается деконструкцией ранней истории Восточной Европы (как он уклончиво и политкорректно называет период VIII-XI веков, чтобы не скатываться в игры с определениями, выдуманными историками (Киевская Русь) и передергивания с современными названиями государств).

Он задается вопросом – что мог знать летописец в Киеве начала XII века о событиях IX-X-XI веков? По-хорошему, почти ничего. Вся отечественная историографическая традиция, по сути, была посвящена натягиванию совы на глобус, а именно попыткам подогнать любые свидетельства, материальные либо из зарубежных источников, под летописный рассказ. При первых же попытках на что-то опереться конструкция начинает рассыпаться. Все представления о том, что Повесть временных лет содержит некие более древние элементы, начинают казаться откровенно надуманными.

В первом памфлете Толочко подвергает ураганной критике ПВЛ. Все, что было в распоряжении автора – это три копии договоров с Византией X века, полученные из имперской канцелярии в начале XII века. Об этом можно судить по техническим пометкам, которые неизвестный переводчик на славянский методично перевел и оставил в тексте. Так как о князьях, подписавших договоры, ничего толком уже никто не помнил, летописец каждого из них прикончил ровно через год после даты договора. Толочко настаивает, что историю IX века летописец создал, просто отложив на временной шкале такие же отрезки времени, что была в X веке между договорами – 27 и 33 года. Много лет историки ломают копья – почему летописец много пишет о греческих делах и совершенно не осведомлен о походах на Каспий, о которых пишут арабские источники? Просто у летописца не было никаких копий арабских документов, вот и весь сказ.

Затем автор начинает под таким углом смотреть на археологические находки, сообщения иностранцев, сведения о мифическом каганате русов, о хазарском владычестве и прочая и прочая важное и вроде бы непреложное. И большинство концепций предстают миражами, основанными на неверном толковании и домысливании.

Нет, перед нами не ниспровергатель. Здесь нет погони за сенсацией или пафоса разоблачения. Это прекрасное академическое издание с мизерным тиражом (и художником-оформителем! Большое спасибо ему за восхитительные лигатуры и буквицы). Оно не сломает лед, не создаст новую парадигму. Крошечный синтез, помещенный в конец, все эти сравнения киевской руси с компанией Гудзонова залива, его предположения и догадки – все это красиво и изящно, но не заменит собой самодовлеющее здание устоявшейся истории. Но прелесть в том, что эта книга позволяет заглянуть в неведомое. Вернее, понять, что никакого «ведомого» и нет, наши сведения о прошлом слишком отрывочны и фрагментарны, и историю как цепь связанных событий мы создаем сами, из нашего времени.

P.S. Который раз ловлю себя на мысли, что мы с вами, в какой-то мере, мало отличаемся от индейцев. И нам еще повезло, мы более-менее выжили. Нас так же осваивали, захватывали, управляли, продавали как рабов, подчиняли и переселяли, и во времена варягов-скандинавов, и при Петре I. К счастью, колесо фортуны повернулось так, что при всех наших проблемах мы все же сумели нечто самостоятельное создать. Не от этого ли у нас, спекулятивно говоря, бессознательная тяга к эмансипации других народов? Не можем мы никого толком поработить, все пытаемся для каждой группы людей создать и культуру, и историю.

Большое спасибо moonmouse за возможность прочитать бумажную книгу.

Комментарии


мало отличаемся от индейцев

Ну, это ты очень сильно передергиваешь. Не надо так, подобные сравнения ни к чему не ведут.


P.S. - чистой воды спекуляция, естественно. Но я не передергиваю. Толочко сравнивает славян с неграми, а скандинавов-русь - с португальцами, так даже ближе, наверно, но только на определенном этапе. Местные элиты сотрудничали с работорговцами за побрякушки (этим объясняется наличие в археологических находках глухих славянских мест скандинавской бижутерии VI-VII веков, для самих скандинавов устаревшей и ненужной) и поставляли рабов из соседних племен - прямая аналогия. А индейцы потому, что эксплуатировала чужеземная элита, если спекулятивно говорить. то вплоть до начала XX века (пресловутое "немецкое засилье").


Подавляющая часть элиты русских государств всегда была своей, доморощенной (я твое ссылку на "немецкое засилье" буду воспринимать как неудачную шутку), доля всех этих вярягов-немцев-кого-там-еще всегда была крайне мала и подходит исключительно для пропагандистского жупела вроде бироновщины.


Так, какая-то каша началась. Давай делить зерна. А) если отбросить патриотическую шелуху (что крайне убедительно делает Толочко), то наше первое государство началось как торговая компания скандинавов (пруф - имена в договорах с Византией), специализировавшееся на торговле рабами-славянами в обмен на шелк. Б) Дальше я спекулирую, передергиваю и инсинуирую (публично), намекая, что сходные условия сохранялись и позднее, что мы бедные и угнетенные.


Хорошо, Б отбрасываем; я Толочко не читал, сложно будет спорить, но неужели он утверждает, что до прихода варягов на Руси не было государственных образований? В тех же византийских источниках некие послы от русов упоминаются за двадцать лет до прихода Рюрика.


Ага, утверждает. И после их прихода по примерно 1000 год тоже не было, только главная фактория Киев и несколько факторий поменьше. И довольно хорошо так утверждает, логично. Армия русов в 860 у него превращаются в обычных викингов-разбойников а-ля "Великая языческая армия". Хочешь почитать?


Спасибо за предложение, но я его отклоняю. Еще Рыбаков говорил, что про Древнюю Русь мы не знаем ровным счетом ничего, а он в этой теме шарил лучше всех. Не нравится мне великая скудость источников, из-за чего историкам приходится -товими словами - передергивать, спекулировать и инсинуировать. Некоторые специалисты, например, считают, что Аскольд и Дир - это не муж и жена не два разных человека, а один - Аскольд по прозвищу Дир, то есть Зверь. Про то, что спутники Рюрика Синеус и Трувор скорее всего лишь "чады и домочадцы" не знает только ленивый. Ну и так далее: простор для любых теорий и выдумок. Одним словом - Кий, Щек, Хорив и их сестра Лебедянь.


Хм, как называется скепсис скепсиса?


Ты скептически относишься к моему скепсису или у тебя скепсис в квадрате? Какое-то могучее колдунство.


Ну, ты скептически относишься к человеку, который скептически относится к устоявшейся версии истории IX-XI веков )


Леня, ты не понял. Я скептически отношусь не к человеку - я про Толочко ничего не знаю - а к этой самой устоявшейся версии. Проблема в том, что к ней скептически относятся все, кто хоть что-то про нее знает. Версия потому что эта - пустота, сшитая белыми нитками. И в эту пустоту можно забрасывать почти все, что угодно, все зависит от фантазии; поэтому этот период меня и не интересует.


Ок, понял. Вполне аргументированная позиция.


Книгу и автора, кстати, прямо клеймят. Но стиль рецензии, переходы на личности и др. как-то странно выглядят.


Ознакомился по диагонали. Рецензента, чувствуется, нехило "бомбануло" (а может , у него стиль такой) и ерничество выглядит действительно неуместным. Хотя вроде аргументы, им приводимые, достаточно серьезные. Я, впрочем, все равно не могу принимать участия в этой дискуссии.


Ссылка на имена не так уж убедительна из-за указания самого Толочко на тот факт, что договора - это поздний перевод с греческого. Если так, то мы имеем двойную транскрипцию - сначала с какого-то языка на греческий, затем с греческого на славянский. Бог знает сколько при таких операциях могло остаться от исходной основы.


А. Е. Мусин, Некоторые мысли, возникающие после прочтения новых книг. Об “oчерках начальной руси”, составленных Алексеем Петровичем Толочко // Княжа доба: історія і культура. – Львів, 2016. – Вип. 10: Святий Володимир Великий 1015–2015. – С. 242–257
https://www.academia.edu/31806278/On_The_Essays_on_the_Early_Rus_by_O._Tolochko_-_%D0%9D%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B%D0%B5_%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D0%B8_%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85_%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3._%D0%9E%D0%B1_o%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B0%D1%85_%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B8_%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%BC_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87%D0%B5%D0%BC_%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%BE_%D0%9A%D0%BD%D1%8F%D0%B6%D0%B0_%D0%B4%D0%BE%D0%B1%D0%B0_%D1%96%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%96%D1%8F_%D1%96_%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0._%D0%9B%D1%8C%D0%B2%D1%96%D0%B2_2016._%D0%92%D0%B8%D0%BF._10_%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B9_%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%B9_1015_2015._%D0%A1._242_257