Больше рецензий

8 августа 2016 г. 17:54

484

4

С творчеством британца Тима Северина я знаком с середины нулевых, когда была издана его трилогия «Викинг», весьма меня, как интересующегося данной темой, порадовавшая. Вслед за ней вышла серия «Корсар» (хотя сайт писателя говорит о четырех томах, у нас выходило только три), действие которой происходило в XVII веке, уже не столь для меня привлекательном, однако также прочитанная не без интереса. Роман «Меч Роланда», в оригинале, к слову, называющийся «Book of dreams», открывает новую серию автора – «Саксонец», вновь состоящую из трёх книг и в этот раз посвящённую Европе VIII века.

Какие выводы может сделать читатель, неплохо знакомый с литературным багажом сэра Северина? Прежде всего то, что Северин – путешественник, ученый, и лишь потом писатель. В молодости он лихо рассекал по морям-океанам, стремясь повторить маршруты путешествий известных мореплавателей, причём не на модных яхтах с безнравственными красотками, а на аутентичных плавсредствах. Об этих странствиях в своё время им было написано с десяток книг. Художественной литературой же Северин занялся лишь в начале 2000х – видимо, негоже было уже не мальчику, но мужу, плавать чёрт знает куда на всяких утлых судёнышках, будто оглашенному, посему решил он отныне уйти в запас и о путешествиях писать, наслаждаясь домашним уютом. Вкратце все его художественные книги можно охарактеризовать как странствования героев с подробнейшими описаниями географии, быта и исторического фона. То есть, если в книге упоминается повозка, то вы узнаете ВСЁ про эту повозку – сколько колёс, из чего сделана, чем покрыта и т.п. Если встречается человек – то вы его будто воочию узреете, непременно будет тщательнейшим образом расписан его костюм, причёска и оружие. И так далее. На первый взгляд такой законспирированный учебник истории может показаться скучным, на самом же деле это не совсем так – хоть по прочтении и вправду создаётся впечатление, что автор больше историк, нежели литератор, но скабрезная поговорка «Плохой танцор – хороший папа» здесь вряд ли применима – повествование действительно не переполнено неожиданными сюжетными поворотами и твистами, но свой добротный ровный темп использует довольно грамотно. Вроде ждёшь, что под конец должно уже произойти что-то масштабное, но, дочитав до конца и осознав тщетность своих надежд, горького разочарования не испытываешь.

Это что касается творчества автора в целом. Что же можно сказать именно о «Мече Роланда»? Книга является интерпретацией событий, воспетых в известном французском героическом эпосе «Песнь о Роланде», о том, как король Карл Великий (aka Шарлемань) решил покарать неразумных мавров, в то время населявших территорию современной Испании (а сейчас распространившихся по всей Европе), но тот поход закончился не слишком удачно (особенно для Роланда). Как обычно и бывает с народным творчеством, с реальными историческими событиями песнь обращалась весьма вольно, поэтому Северин, с одной стороны, опирался на канон, но с другой стороны – на историю, пытаясь их по возможности сблизить (при этом, впрочем, зачем то добавив лёгкий фэнтезийный лоск). В итоге книга от песни отличается существенно, но и эффект узнавания определённо имеет место. Я бы порекомендовал сначала прочитать именно песнь – она небольшая, красивая и читается легче, чем можно было бы ожидать от стихотворного произведения начала XII века, зато при прочтении книги вас будут ожидать уже знакомые герои, блистающие новыми гранями (да и вообще нелишним это будет).

Резюмируя, придётся повторить, что, если вы ждёте сверхдинамичного экшна, вырвизубного саспенса и прочих комиксовых финтифлюшек, то вряд ли вам сюда. Если же вам по душе ровное, но нескучное повествование, переполненное историческими деталями, которым веришь, то Тима Северина опробовать определённо стоит, ведь качественные исторические романы в настоящее время стали крайне редки.

Небольшой забавный фактец под конец – википедия любезно сообщает, что в настоящее время Северин проживает в ирландской деревушке Тимолиг, население которой составляет – внимание – 365 человек. Вдали от обезумевшей толпы, так сказать.