Больше рецензий

8 августа 2016 г. 13:58

277

5

В современной литературе сложно найти достойный исторический роман: жанр пестрит бульварными книжонками, в которых дух эпохи если и жив, то находится на последнем издыхании, уничтоженный нехарактерными персонажами, их мелкими интрижками и подробнейшими описаниями постельных сцен. Но подобное соседство очень выгодно оттеняет достоинства романов Сейлора.
«Рим» - историческая эпопея грандиозного масштаба, охватывающая тысячу лет из жизни вечного города: от основания поселения древних людей на соляном пути до первого императора, Августа Цезаря. Богатая галерея исторических персонажей, подробное и достоверное описание повседневной жизни римлян, вымысел, лишь украшающий факты, а не пренебрегающий ими – все это само собой разумеется. Особенной эту книгу делает то, что автор очень точно показывает, как из ничего рождаются предания и легенды, как забывается первоначальный смысл ритуалов и верований и заменяется выгодной правителям идеологией. Детские шалости превращаются в государственный праздник плодородия, опоздание семьи к жертвоприношению – частью ритуала, отправляемого веками. Убийство царя и избавление от его тела становится красивой легендой о том, как он оставил корону на алтаре и поднялся на небеса, чтобы быть равным богам.
Главы в книге нередко отделены друг от друга столетиями, но связующая нить в них – золотой амулет Фасцин, передаваемый из поколения в поколение, владельцами которого становятся самые разные люди: воины, архитекторы, отравители, рабы, нарушившие обет жрицы – каждый неоднозначен и потому очень человечен. Но ошибаются они или стяжают славу, баловни судьбы или последние неудачники, любят женщин или мужчин , вы будете переживать за них от первой до последней страницы. Это удивительная книга, которую, если вдумчиво следить за персонажами и сюжетом, читать нелегко, но оторваться невозможно.
Закончить могу только цитатой из последней главы, которая очень точно описывает ощущения, испытываемые после того, как переворачиваешь последнюю страницу:

«Как же мало, в сущности, ему известно! Масштаб собственного неведения ошеломил его: столько жизней, полных событий и чувств, потеряно для него навсегда. Как там сказала Клеопатра: «Прошлое так же непознаваемо, как и будущее»? Неожиданно он осознал свое существование как мельчайшую точку, выхваченную на кратчайший миг тончайшей искоркой света между двумя бездонными провалами непроглядного мрака – «вчера» и «завтра».