Больше рецензий

7 августа 2016 г. 16:20

584

3 Разборка с Прилепиным. Часть первая.

Давай за вас, давай за нас,
И за десант и за спецназ.
За боевые ордена,
Давай поднимем, старина...

Первая чеченская война...Крайне противоречивый и неоднозначный конфликт в современной российской истории. То время, когда эшелоны 18-19 летних бойцов-срочников попадали в переплет, оказавшись в самом горниле боя, схватившись с безжалостными чеченскими(и впоследствии не только) боевиками. Время, когда парни просто не понимали за что они воюют. Время, когда бездарное в большинство своем на тот момент командование посылало ребят на убой. Исход первой чеченской кампании всем известен - Чечня отстояла свою независимость, и жизни стольких парней потеряны зря.

Начну с того, что к выбору книги подошел не случайно. В любом книжном, на полках с русскими авторами неизменно стояли романы Прилепина. Писателя мне неоднократно советовали, как впечатляющего автора, сумевшего раскрыть русскую душу, и про которого упоминают не иначе как про "Человека со внятной системой моральных ценностей". Захар Прилепин лауреат множества российских премий, таких как "Национальный бестселлер", "СуперНацБест", "Ясная поляна" и тому подобное. И разумеется, я решил, что столь премируемый автор меня впечатлит. Тем более в аннотации было указано, что ветераны, прочитавшее это, сразу переносились в те события, и утирая ностальгические слезы платочком, на котором вышито знамя их родной части, желали автору всяких благ. Хм, серьезное основание к тому что роман будет хорошим.

Песня группы "Любэ" в первом абзаце, здесь отнюдь не случайно. Несмотря на все произошедшее, этот конфликт подарил своей стране множество героев, которых помнят и чтут. Людей, которые проявляли бескомпромиссное мужество в критических ситуациях. Порой, читая биографии подобных людей, тебя невольно берет гордость, что таких сынов носит наша необъятная Родина.

Казалось бы, почва для романа, тем более для участника тех самых боевых действий крайне благодатная, и я, ясное дело, решил что роман будет не иначе как о тех самых случаях героизма и мужества. На самом деле нет, автор своим романом вызвал множество чувств: гнев, непонимание, истерику, благодатный ужас, некий даже стыд, но... Но обо всем по порядку. Мы сами пойдем в бой, готовы? У нас есть боевая задача: где-то в соседней деревне укрепились террористы - мысли автора. План командования таков: вооружаемся автоматом Здравого Смысла, одеваем бронежилет и каску Логики и идем на решительный штурм. Выкурив сигарету Читательского Восприятия мы наконец идем.

Итак, роман начинается с того что некое подразделение спецназа попадает в Чечню, а конкретно в город Грозный, где они расквартировались в местной школе. Главный герой - Егор Ташевский, человек крайне спорный, с непонятным и неустоявшимся мировоззрением, который не понимает что он здесь забыл, и чего хочет от жизни. Автор постоянно нанизывает, как бабочек на иглы, некие отрывки из прошлого на основный скелет сюжета. Эти фрагменты вроде как должны раскрывать главного героя как человека, показать нам его с другой, гражданской стороны. Должны были показать его нам как живого, думающего, существующего. Тем более писательский стиль автора, крайне жесткий и реалистичный, к этому обязывает. Также, мы постепенно узнаем о сослуживцах, о братьях по оружию главного героя, дабы мы сами мысленно оказались средь них. Автор постоянно пытается напомнить нам, что главный герой живой - он боится, он на радостях оттого что выжил пьет с товарищами, он мучается беспокойным сном перед предстоящим боем, он постоянно вспоминает ту далекую, любимую, которая ждем его на гражданке. И вот тут начинается страшное: автор настолько погнался за реализмом, что ударился в дикий маразм, каждым абзацем подчеркивая, вот они какие, простые русские солдаты. Уважаемый автор, если вы постоянно говорите что герой трусит - он воспринимается трусом. Если вы постоянно напоминаете, что скучает по любимой - вы продемонстрируете это в обертке похоти и разврата, а не светлой любви, которая должна вытаскивать такого человека со дна. Если вы регулярно затрагиваете, что вот ваши персонажи пьют и курят - они будут жрать водку каждую удобную минуту, находясь, напомню, на территории врага. Прилепин настолько увлекся водкой, что едва не возвел её за роман в ранг религии, серьезно, главный герой готов водку гладить перед сном, как любимую девушку. Автор возводит частности, те аспекты, которые должны подчеркивать героя как живого, в абсолют, превращая суровую военную реальность в кукольный театр комедии. Не раз и не два у меня возникало желание убрать книгу, от этого абсолютизма автора у меня начинала болеть голова, и мне хотелось биться в исступлении. Я отчаивался, терял надежду не от кровавых и жестоких событий, а от того как автор расправляется с этой самой русской душой, доводя происходящее до абсурда. Уважаемый Захар Прилепин, созданный вами образ этакого русского мужика, постоянно дрожащего от страха, бесхребетного фаталиста, который становится храбрым лишь приняв на грудь нужную дозу алкоголя ни разу мне не импонирует. Почему ваши бойцы, напомню, бойцы спецподразделения, вместо того, чтоб оценить обстановку и всегда быть наготове, раз за разом отправляются в спиртовую Вальгаллу? И в таком ключе проходит большая часть книги, дабы открыть путь финалу и ЭТО - лучшая часть книги. Правда, исход - а именно бой с превосходящим противником в стенах школы, бесспорно, самая честная и убедительная часть книги. Избавившись от дурацких фрагментов, и параноидальной трусости, солдаты наконец выглядят и чувствуются как солдаты. Я наконец почувствовал, я здесь, вот я израненный стою у бойницы, рядом мои боевые братья, я за них, как и они за меня в огонь и в воду. И только благодаря этому эпизоду, автор сумел несколько выровнять и загладить мои впечатления о романе. Но сама подводку к финалу я не могу не упомянуть, настолько это бездарно и притянуто за уши. Я, по вашему, должен поверить, что бойцы спецназа(никак не оправдывающие своего высокого статуса), под командованием ветеранов, служивших еще в Афганистане, накушались водки до того, что не выставили постов и никак не обеспечили собственную безопасность, будучи на территории противника! Это апогей тупости, и тем кто скажет "Ну так вышло, они же выпили, они товарищей павших поминали", напомню, алкоголь считается отягчающим обстоятельством! И то, что они попали впросак, благодаря собственной глупости, не делает из них мучеников. Да если бы все себя так вели, мы бы ни одной войны не выиграли и потери наши были бы, безусловно, много больше. Вы, имеете право на свою точку зрению, и этот роман имеет право на существование, но кто, скажите мне, в здравом уме, раздает за такое премии?! Мы не даем премии за гипертрофированную, далеко не новую по подаче чернуху. Лишь за оригинальный слог, который автор использует не в том направлении, награды не будет. Но увы и ах.

Что мы имеет? Имеем мы неправдоподобную, абсурдную, чрезмерную чернуху, крайне субъективный взгляд на реальные события, от участника тех самых боевых действий. Складывается впечатление, что писатель, извините, на кухне при штабе служил, а не сам по горам бегал. Всего хорошего.