Больше рецензий

31 июля 2016 г. 10:34

47

3.5

Этому роману можно было бы дать подзаголовок "Один год из жизни американского юноши". Средний городок, средняя семья (родители и два сына) где-то в начале 80-х прошлого века. Отец семейства - страховой агент, мать работает волонтером в доме ребенка, старший сын оканчивает школу и готовится поступать в университет, младшему пока 15. После "чудесного" исцеления младшего от сложной формы тонзилита, отец "рождается заново", "находит Бога" - ударяется в религию. Его новое "увлечение" находит отклик у младшего сына (довольно сложного по ряду параметров подростка), но не у старшего (закоренелого дарвиниста, мечтающего выучиться на биолога), и вызывает большие сомнения у матери и бабушки с материнской стороны. Несмотря на это, все стараются держать себя в рамках, чтобы не нарушать мир в семье. Серьезные проблемы начинаются, когда отец узнает, что подружка старшего сына забеременела и собирается сделать аборт.

Однако проблемы возникли не только у главного героя, но и у меня как у читателя. С одной стороны, хорошо, конечно, что Хайсмит не стала задействовать характерные для таких историй штампы - вернее, она их все-таки использовала, но со всевозможными микро-твистами (родители девушки оказались весьма либеральными, сама девушка не стала устраивать трагедии, парня из дома никто не выгнал, сам парень не ударился во все тяжкие, религиозные "братья и сестры" не стали осаждать дом, подобно саранче и пр., и пр.). И основная трагедия романа (спойлер: не обошлось без убийства, но гораздо позднее и несколько по другому поводу) выглядит не как кульминация повествования, а как момент избавления главного героя от целого ряда напрягающих его по жизни моментов. Он принял происшедшее к сведению, сам устоял на ногах, помог подняться сбитой с ног матери и пошел по жизни дальше. На мой взгляд, настоящий конфликт был превращен автором в "задник" для того самого "одного года из жизни...", слишком уж схематично он изложен. Оба участника этого конфликта (отец и младший сын) описываются в романе как статисты: "вошел" - "подал реплику" - "вышел" + "что другие думают о том, как он вошел-вышел-подал реплику". Автор смотрит на них слишком отстранено. Впрочем, как и главный герой, хотя ему-то как раз простительно - подросткам свойственна определенная эгоцентричность и восприятие других через призму того, как те к ним, подросткам, относятся. Но, раз уж у нас на руках роман (я про объем), то хотелось бы больше информации о мотивах и поступках "второстепенных" персонажей, тем более что повествование ведется от третьего лица, хоть и с точки зрения одного героя. А для того, как эту историю рассказала Хайсмит, хватило бы и небольшой повести, написанной от первого лица. Тогда бы не было такого ощущения, что читателю чего-то существенно недодали.

Есть однако один момент, который хочется похвалить: главный герой, конечно же, по-юношески (да и просто по-человечески) несовершенен (взять хотя бы его отношения - или отсутствие таковых - с младшим братом), но нельзя не отметить, что в критических ситуациях он вполне способен повести себя как взрослый человек, и главное, у него потрясающая способность взаимодействовать (выбрала это слово, потому что не всегда речь идет об "общении") с людьми, которые ему, мягко говоря, неприятны. Он не сторонник конфликтов, открытых конфронтаций, но он способен пройти через них, не удирая при этом "в кусты", а порой, когда необходимо, довольно ловко от них уклоняется. Завидное умение. :)