Больше рецензий

Charlie-M

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 июля 2016 г. 08:38

530

5 Никто не оригинален.

Эмоции - это социальный конструкт. По крайней мере способы их выражения. Таков основной вывод из всего исследования, приведенного в этой книге.

"У меланхолии есть история. Как на уровне конкретного человека, так и на уровне общества чувства имеют историческую обусловленность. Каждое время допускает и отвергает различные чувства и различные способы выражения чувств. В чувствах проявляются стереотипы общества."


Познавательная книга, включающая в себя историческое и культурное исследование всех видов и форм "печальки" человеческой. Начиная с моды на трагичную непонятую никем душу меланхолика, заканчивая современной модой на стресс и "нервы". Хотя меланхолия и сейчас популярна и всегда такой и останется. Стоит лишь заметить насколько популярны образы "непонятых гениев не о мира сего, неприспособленных, либо намеренно дистанцирующихся от жизни в социуме", как не останется сомнений в истинности данного утверждения.

Досадно лишь пожалуй читать и признавать, что в отношении к эмоциям у человеческого общества есть изрядная доля лицемерия, которую не сразу замечаешь. Это выражается в гендерном разделении эмоций. У женской меланхолии исторически всегда был крайне низкий статус. Мужчина-меланхолик считался элитой, женщина в депрессии - неудачница.

"Печаль и вздохи женщин объяснялись тоской по отсутствующему фаллосу, эротоманией. "Она была робка и боязлива, как ягненок, и страдала от любовной меланхолии", - писал в 17 веке шведский врач Урбан Ерне об одной из своих пациенток."


"Почему ваша печаль может называться меланхолией, а моя - нет?" спросила некая писательница шведского политика П,Д,А. Аттербума. Он ответил: "Потому что женщине полагается быть веселой и невинной".


Даже у любимого мною Р.Брэдбери в рассказе "Лекарство от меланхолии" посыл в том, что вся печаль молодой девушки только в том, что мужика у нее не было.

При подобном историческом отношении к проявлению печали и страданий, как чисто мужской способности "тонко чувствовать мир", кажется странным, что во второй половине 19 века отношение к такому проявлению эмоций как слёзы становится всё более негативным. "Плачут только женщины и слабаки". Плач объявили уделом женщины, а также больных и аутсайдеров. В качестве болезненного симптома слезы также считались уделом женщины.
При этом! Если у мужчин слезы могли служить доказательством глубины и искренности чувств, то у женщин - демонстрировали поверхностность и склонность к драматизации. Умение проливать притворные слезы приписывалось исключительно женщинам, поскольку они якобы легко принимаются плакать и быстро успокаиваются.
Такое же двоякое отношение общества проявляется и в отношении к другому проявлению печальных поветрий. "Фуга" или стремление к бегству, сопровождающееся провалами в памяти. На практике же это проявлялось просто: люди выше, чем среднего достатка, ни с того ни с сего резко отправлялись путешествовать по миру. Фугой всегда страдают только мужчины, считалось. Женские же путешествия такого рода, расценивались иначе. Побеги представительниц слабого пола считаются проявлением истерии и одновременно доказательством морального и нравственного падения. Побеги женщин считались случайными и неорганизованными действиями и противопоставлялись целеустремленным мужским путешествиям.

В 1920-е годы начинается мода на нервы и нервозность. Причин много, итоги же мы видим и сейчас. Широкий спектр услуг, позиционирующихся как "лекарство от стресса" просто завалили рынок.

Но ладно.

По сути ничего не изменилось со временем. Ощущения людей остались теми же. Тревожность, усталость, тоска, беспокойство. Меняется лишь отношение к ним и формы проявления их. В итоге и сам переживающий эти эмоции человек, в зависимости от существующих моделей поведения, либо подавляет в себе эти эмоции, либо наоборот, начинает их активно демонстрировать и всю жизнь не имеет ни возможности ни желания преодолеть это. Социум влияет на всех, кто в нем состоит.