Больше рецензий
27 июля 2016 г. 23:05
338
4.5 Синефилия на марше
РецензияНе люблю читать книги "на волне популярности", но тут особый случай. Во-первых, наконец воплотился идеальный испытуемый для моей научной работы - давно-давным я написала громадный диплом о том, как кино поглощало, поглощает и будет поглощать литературные формы, в частности - аннексировать, простите, территорию остросюжетного романа (а вот травелог, например, уже умер - навсегда мутировал в роуд-муви. да не суть). Во-вторых, Мариша Пессл, пусть с именем ей и не повезло, человек горячей крови - а это увлекает, что поделаешь.
В начале я даже подумала, что это прямо-таки Литература. Так здорово автор использовал "подделывание под реальность" с помощью псевдодокументальных элементов и не менее здорово зачинал повествование мрачным, публицистически отточенным тоном своего героя Скотта Макгрэта (и опять отстойное имя - такой шотландский Мегрэ с рыжей бороденкой, выпивающий вискач каждые две страницы). Напичканность кинематографическими мотивами только усилило эмпатию: каждая сцена представляет собой образцовый эпизод из триллеров, нуаров, хичкоковских притч или экшна юнивёрсловского пошиба. У нас, насмотренных по уши, это вызывает мгновенную сентиментальность: Полански встречает Финчера в сосисочной! Вся президентская рать! Неймдроппинг, профессионально!
Но потом постмодернизм переходит границы вкуса. Условность достигает неприличных показателей. Наш Макгрэт превращается в Шрэка, а девочка в шмотках трансвестита - в надоедливого осла. Добавляется еще один персонаж - и это уже реально по дороге летним днем ослик, суслик и паукан ищут мокренькую кисоньку - Александру Кордову. При этом габариты серьезности тоже растут, пропорционально. Из мистификатора и макгаффина папа-Кордова превращается в надчеловека, в единственного на земле Заратустру, которому все и всё в подметки не годятся. И не мотивы черной магии создают этот... неправдоподобный запашок, а преступное количество Прилагательных. Ужасный. Чудовищный. Таинственный. Непостижимый. Ладно, ладно, мы поняли, а еще смертоносный, совершенный - вот это всё. Замечательно - но пугают людей не прилагательные. Надо этому на писательских курсах посвящать отдельный урок.
А вот что пугает - так это классные сюжетные построения. Это полсотни страниц в "Гребне", от которых реально ссыкотно идти ночью в туалет. Потрясает проработанность материала, предают достоверности остроумные, свежие метафоры. Вот за это я автору аплодирую. И пусть белых ниток и расходящихся швов в этом романе - как овец в той же Шотландии, пусть невероятное количество диалоговой атрибуции "ОН ПРОЖЕГ/ПРОНЗИЛ/ПРИГВОЗДИЛ МЕНЯ ВЗГЛЯДОМ" вызывало у меня чесотку, а в конце всё отстойно скомкалось (хотя уже после основательного завала автор попытался вывести свой визгливо тормозящий Навуходоносор к какой-то высокой, изящной ноте) - всё равно это было вау! Это было отличное кино. Для литературы - так себе, но кино - зачет. Кордова подрастерял своей жути, свидетели по ходу стали превращаться в болванчиков с кнопкой "рассказать всё", ослик и паукан как-то не вполне мотивированно бросили своего суслика, а мокренькая кисонька и вовсе поблекла под светом реальности - ну и пусть. Я всё равно никогда не любила детективы с их параноидальным вопросом "так в чем же правда??". А вот метафоры - метафоры я люблю. И Финчера с Полански. За них и выпьем!
Комментарии
Замечательная рецензия у вас получилась)