Больше рецензий

27 июля 2016 г. 13:16

668

5

«Я в западне, я заключен в темницу тела. Но я хотел бы быть ястребом, который свободно парит...»


Приступала к прочтению романа Криса Хамфриса со звучным и весьма завлекательным названием «Дракула. Последняя исповедь» с огромным интересом (ведь положительных отзывов на книгу множество), но и с долей опаски (очень уж не хотелось разочароваться). Однако роман мне действительно понравился, хотя его вряд ли можно отнести к легкому чтению, потому как события в нем описываемые полны крови и ужаса, практически без малейшего просвета и какой-нибудь надежды на лучшее и светлое, когда-то в далеком будущем. Уважения заслуживает то, как глубоко и основательно подошел автор к поднятой теме, какое широкое исследование провел и, особенно отмечу подход Криса Хемфриса, который, будучи актером по профессии, подошел к изучению характера своего персонажа почти по методу Станиславского. Безусловно, в романе у Влад Дракулы свое лицо, отличное от широко разрекламированного. Князь здесь дитя своей эпохи, продукт жесткого времени, которое либо ломало, либо даровало ангельское смирение, либо же превращало в жестокого и беспощадного человека, чьи помыслы понятны и симпатичны, но вот методы их реализации…

В 1481 г., спустя 5 лет после гибели Влада III Дракул-а, прозванного Цепеш («колосажатель»), в старинном валашском замке Поэнари собирается коллегия, дабы возродить Орден Дракона и для того засвидетельствовать показания трех человек, наиболее приближенных к фигуре почившего господаря: 1) лучшего друга, когда-то предавшего; 2) любимой женщины, некогда пострадавшей от руки возлюбленного; и 3) священника, принимавшего исповедь. Каждый из свидетелей расскажет свою линию, связанную с историей Влада III, каждый внесет заметный вклад в противоречивый образ господаря. Ион поведает о рождении Влада, второго законного сына Влада II из рода Дракулешти, младшей ветви дома Басарабов, прозванного Дракулой, т.е. «Дьяволом» (по иной версии - «Дракон»). Отец передаст всем сыновьям имя Дракула, иначе говоря, «сын Дьявола», а также тяжелейшую ношу обороны своего маленького государства от многократно превосходящей силы Османской империи. Юношей Владу предстоит вместе с младшим братом Раду стать почетным заложником султана Мурада. Сыновья в залог послушания их отца. Однако мальчики знали, что любое сопротивление отца может привести к угрозе их собственных жизни и здоровья, ведь не зря были ослеплены сербские князья, чей отец выказал непослушание жестокой воле султана…

Годы, проведенные в оковах Блистательной Порты, закалили характер Дракулы. Здесь ему предстояло впервые столкнуться с предательством, унижением и всевозможными пороками. Первое серьезное столкновение с наследником Мехметом, вошедшим в историю как Фатих («завоеватель» Константинополя), оставило тяжелые раны в душе подростка, к тому же, развращенный шехзаде отнял у него маленького брата Раду…

Именно в турецком плену Влад и научился самым изуверским способам пытки и казни, самое известное из них – сажание на кол еще живых людей, которое он будет применять в дальнейшем ко всем без разбора: государственным изменникам, ворам, убийцам; ко всем, кто хоть как-то нарушил законы. Многие простые валахи приветствовали своего жестокого правителя, ведь он принес в страну порядок и уменьшил беззаконие. Количество посаженных на кол, скорее всего, преувеличено. Тем не менее, несмотря на то, что Влад III не то, что не первооткрыватель этого вида пыток, но и не единственный его использовавший. Однако прозвище «колосажатель» закрепилось именно за ним, и это не удивительно, все же Дракула не просто сажал на кол, он еще и усовершенствовал эту пытку так, чтобы процесс проходил быстрее, а вот жертвы при этом оставались в сознании…

Красавица Илона, дочь валашского дубильщика, бывшая рабыня, которую отобрал для себя Мехмет, однажды сумела привлечь внимание Влада, хотя и не открывала ему своего лица. Он решил вызволить ее из рабства просто потому что она была его соотечественницей. Вместе с Ионом и Раду Влад выкрадывает Илону на пути во дворец Мехмета, и отправляет ее на родину. Уплывая вдаль, к родной Валахии, Илона оборачивается и открывает свое прекрасное лицо, которое отныне отпечатается на сердце юного валашского князя, а также его лучшего друга…Илона поведает о скрытой стороне личности Дракулы – об их любви, о редких минутах счастья и радости, которые никогда не смогут затмить ужасы жизни…

А что же священник, брат Василий? Ему предстоит рассказать о том, что наполняло темноту души господаря. Со своим духовником Влад вел откровенные беседы о том, как тяжело бороться за независимость и христианскую религию; как он отчаялся когда-либо увидеть единство в христианских правителях, не могущих свои личные амбиции забыть перед лицом общего врага; о том, что происходило с ним в застенках турецкой тюрьмы, о том, как сложно постоянно чувствовать дыхание измены; о том, как мучительно быть Давидом перед лицом Голиафа; о том, как он расправился с теми, кто отрубил голову его отцу, выжег глаза и закопал заживо старшего брата…

«Не судите мертвых, ибо они следуют туда, куда сами проложили себе путь...»

Пожалуй, сложно не поехать крышей после всего того, что выпало пережить Дракуле. У Хамфриса Дракула получился вполне живым. И что очень важно, автор не делает из Дракулы однозначно героя или злодея. Такие были времена. Погружаясь в образ князя, автор и читателя ведет за собой. В итоге, получается посмотреть на события того далекого и страшного времени изнутри. Кроме того, на протяжении всего повествования выдерживается одна мрачная, тяжелая, но аутентичная атмосфера. В принципе, все персонажи получились неоднозначными, также как и их поступки. Сложно понять предательство Иона, ведь он отвернулся не только от отдельного человека, но и всю свою страну подставил. Страшный поступок Дракулы по отношению к Илоне, тем не менее, позволил ей спасти свою жизнь, ведь из-за влияния на князя, ее простолюдинку, ненавидела вся знать…

Отмечу еще и приятный слог автора, отсутствие даже намека на потусторонние силы (нет никакого упыря – ура!).

И, конечно, концовка…неожиданная, яркая, и очень органичная в этой истории.