Больше рецензий
27 июля 2016 г. 12:12
496
5 Иди и смотри
РецензияНеожиданно – взахлёб. С головой. Без остановки. Других авторов потом – невозможно.
Это то, чего не ждёшь, то, что очень не удобно к осознанию. Удобно – «хруст французской булки», Россия, которую мы потеряли, весь цвет интеллигенции лежит на Колыме, а по вечерам в бараках мы читали друг другу лекции. Главный герой строго в белом, окружающие ранжированы и выверены.
А тут – не удобно. Главный герой – не ветхозаветный старичок-профессор в очках, он – тот самый ницшеанский сверх-человек, молодой и злой. Он раздевает себя до костей (осталось лишь 16 кг мяса) и кричит: где? Где? Где духовность? Где красота? Вера? Он даже слов этих не помнит.
Самое страшное – что это не выдумка, не стилизация, не словесные игры скучающего писателя. Повторы, срывы, обрывы, бессвязное ыыы потому что стройными текстами не выразить ужас обесчеловечивания. Назад, к Калибану и его языку.
У Шаламова, наверное, во всей русской литературе больше всех права говорить, и говорит он громче всех. Против него бессильны аргументы ученых специалистов, к нему неприменимы анализ и суждения – он лишь прокричит в ответ: А ТЫ ТАМ БЫЫЫЫЛ?
И самое, самое страшное – что это не Шаламов кричит нам. Это мы сами кричим внутри себя после «Колымских рассказов».
Рецензия написана в рамках игры "Несказанные речи"
Комментарии
Лена, как пронзительно . За душу берёт. А я беру читать.
Я очень рада, это как "Конармия" - неприменимо слово "нравится", она просто есть и все тут. Но игр с языком, как у Бабеля, тут нет - наоборот, оголенная проза, сильная. Шаламов ещё и поэтом был...
Я, конечно, знаю о нём. Но в своё время не прочитала, теперь обязательно.