Больше рецензий

25 июля 2016 г. 20:06

223

0 «ВМ 2033: Юрий Уленгов, «Грань человечности»

«Хватит хpанить свою боль! …хpанить свою боль...

Вpемя быть просто собой! …быть просто собой...

Хватит! Мы снова идем! …мы снова идем...

Вpемя идти напpолом! Идем напpолом!»


«Напролом», Tracktor Bowling (с)


Обязательная прелюдия. Не желающим читать лирику и сентиментальность – вам на пару-тройку абзацев ниже.

Мне кажется, что скоро надо отмечать пятилетку моего знакомства с автором Уленговым. Когда мы познакомились, он был совсем даже не автором, а вполне себе честным сетевым пиратом. Тырил книги и без зазрения совести их читал, и не только. Порой даже в таком плохом деле есть что-то хорошее, вот и пират Уленгов скоммуниздил мои собственные «Чистильщики пустошей» и решил мне же про них рассказать. Послать ворюгу в дальнее пешее эротическое мне не позволило только природное любопытство. Оказалось, что не зря.

Юрий Александрович Уленгов, тогда еще не являющийся автором, проявил недюжинные способности к нагловатой манере поведения, нестандартным многочисленным вопросам и живому интересу к лит-деятельности. Чуть позже стало вполне ясно, что действующий пират жаждет писательской известности и немножко злата. Участие падавана Уленгова в нескольких конкурсах это только подтвердило, ну а вступление в ряды авторов-сталкеров только добавило скорости раскрытию его авторского бутона. Бутон этот, правда, изрядно смердел подсохшей кровью, сгоревшим порохом и оружейной смазкой.

Но, как бы то ни было, все произошло в крайне сжатые сроки и уже сейчас можно любоваться третьей книгой Юрия Саныча. Хотя, и это чистейшая правда, для меня она является у него первой и, да покарают меня фанаты «Хакера», единственной по-настоящему приблизившейся к одной категории современного популярного чтива. А именно: великолепно написанному и леденящему душу постап-триллеру с элементами хоррора, насилия и мрачности. Не сойти мне с этого места, если вру.

И, собственно, по самой книге и тому, что получит читатель «Грани»:

Тривиальный сюжет, совершенно не отталкивающий из-за лихих поворотов

Хороший язык рассказчика, держащий в напряжении читателя

Новую гео-локацию, совмещенную с той самой люто-сибирской зимой

Неплохие мысли о природе человека и его стремлений

Клевый кусок с подземельем брошенного военного объекта

Подарки для «заклепочников», радостно ждущих авторских ошибок

Харизматичного героя книги, мрачного и убийственного

Замечательное описание таежного постап-быта и особенностей самой жизни

Нехилое количество противников, как живых, так и не особо

Чудесно вписанную мистическую составляющую

И, сука, хардкор. Тот самый, что все чаще интересен даже домашним пай-девочкам, коих выворачивает от розово-зефирных соплей. Что-что, а даже после обрезки текста хардкора здесь в избытке. Но, само собой, надо рассказать подробнее. Приступим, памятуя о фанатах серии, заклепочниках, сюрвайерах и просто любителей боевиков.

Так-то, исходя из текста, героем книги является Захар. Бывший зэк, бывший врач, бывший счастливый человек и бывший лесник. Но, на мой субъективный взгляд, не менее главным героем является Сибирь. Именно она, а не просто кусок тайги, Иркутск или Байкал. Именно Сибирь, и не как географическое определение, а как нечто большее. Сибирь, та самая, где слабый не выживет без МЧС, города, отопления и продуктовых магазинов с поликлиниками. Сибирь, делающая мужчиной даже отставного офицера-десантника.

Бураны, снег, колкий ветер с кристаллами льда, треск от промоин на черном зеркале Байкала, хозяева тайги и те, кто считал совсем не добрых потапычей лесными прокурорами. В «Грани» с избытком есть то, чего не хватает в немалом количестве прочих книг серии. Ощущения полного погружения в реальность, в атмосферу выживания на самом краю безумия и смерти. Смерти такой же лютой и страшной, как судьба Захара. Именно она, вставленная автором в нужных местах, дает читателю немало для осознания всех «прелестей» романтики постапа. Романтики, что должно писать только в кавычках.

В свое время именно прочтение первых глав «Грани» заставило относиться к автору Уленгову именно как к автору. Раскрытие характера персонажа, реалий его жизни, атмосфера угнетающей тоскливой безысходности. То, что в подобном жанре является главным. Но подано оно без каких-либо сопливых рассуждений о судьбах мира. Это меня и купило. Плевать на мир, есть крохотная семья, есть герой и его горе. И оно, самое настоящее и страшное, погружают в текст с головой.

Да, в «Грани» есть те самые моменты, что дадут возможность «заклепочникам» и «настоящим» выживальщикам завопить от негодования, ударяя в звонкую жесть ночных горшков, используемых взамен литавров и прочей ударной техники. О, да, здесь есть топливо для снегоходов, здесь двадцать лет механизмы ждут своей очереди на спасение человечества. Ну, что сказать? Это постап фантастика российского розлива. И удивляться нормально сгорающей соляре стоит не больше, чем свиньям, затащенным в метро с ВДНХ/ВВЦ.

Хардкор? Если бы его здесь не было, его просто стоило ввести. Потому как без него история Захара превратилась бы черт знает во что, а не в длинный и опасный путь по бесконечным снежным просторам, непроглядно-черной глади Байкала и руинам нескольких городов. Именно хардкор порождает моменты, когда Захар из хмурого сурового здоровяка превращается в неудержимо рвущегося вперед того самого русского медведя, которому наплевать на все и вся, если его задели. Именно хардкор позволяет ощутить многое, от воняющей псиной густющей шубы огромного кобеля, старающегося добраться до героя до горького и отдающего плесенью вкуса сигарет, найденных героем в единственном схроне на всю книгу. Именно хардкор дает возможность в полной мере понять героя, изредка натыкающегося на ту, прошлую жизнь в каких-то чудом сохранившихся мелочах. Именно он, а не занудные рассуждения о гибели целой планеты или псевдо-философские суждения, свойственные огромному количеству книг и авторов, пишущих про постап на русском языке.

От этой книги не стоит ждать чего-то легкого и романтичного. Она не такая. Ее герой ни хрена не Ланселот в сверкающих доспехах. Он взбесившийся и озверевший дед Мазай, потерявший всех своих зайцев из-за подлости и черноты павших двуногих хищников, не ищущий мести, а идущий куда-то вперед в поисках… чего? Этот ответ читатель найдет сам.

Заострять свое внимание на каких-то отдельных моментах хочется не очень сильно, но… Таки есть желание дать будущему/действующему читателю книги те моменты, что понравились лично мне самому. Конечно, это субъективно, да и ладно. И так:

Великолепная картинка одиночества Захара. Она складывается в голове легко и дает четкое понимание самого героя и его отношение к жизни. Ну, правда, вдумайтесь: он один, посреди тайги, и не пару лет. Влезьте в его шкуру, прочувствовайте его полностью. И тогда сразу станет ясно – почему герой заслуживает внимания, не меньшего, чем Таран или Данила. Более того… на мой взгляд Захар куда круче. Потому что такую силу воли, стремление к жизни и презрение к смерти, показанное без пафоса и штампов, найти не особо легко.

Бункер. Доберитесь до этого места. Ощутите на язык плесень презрения и мерзости, что так важна для понимания определенной части человечества. Постарайтесь представить всю глубину совершенно скотской натуры многих его жителей. И, что куда важнее, сравните их с тем же героем. Поймите, что он ни хрена не ангел, а ваше к нему положительное отношение строится только на… на его отношении к гендерным проблемам современного общества. Проанализируйте мотивацию некоторых жителей бункера и Захара и подумайте: а кто из них лучше?

Инфернальный кусок про второй бункер. Априори его можносчитать лучшим во всем тексте, даже лучше моменов пути Захара. Возможно, автору Уленгову следует задуматься о направлении в жанрах, используемых им. Причем, и это правда, кроме второго бункера есть сцена на кладбище, церковь и монастырь, что не так сильны, но, тем не менее, заметно выделяются из прочего текста. Да, так и есть, именно так мне и думается. Потому что все вопросы выживания/мародерки/дикой тайги сделаны очень качественно, но по ряду моих субъективных параметров – проигрывают мистическим моментам.

Тягучий темный блюз личных рассуждений и ночных кошмаров Захара. Сумасшествие героя, такое нормальное для сумасшедшего мира. То, что делает его ближе к читателям, заставляя воспринимать его как настоящего человека, а не выдуманного персонажа. Назвать эти моменты яркими или необычными – будет неверно. Большая часть написана стандартно для жанра. Но, в отличие от многих схожих вещей, здесь все по делу. Сон – является сном, где сюрреализм неожиданно исправляется в сторону странной и мрачной логики. Рассуждения… рассуждения носят характер мыслей обычного человека, попавшего в совершенно экстремальную ситуацию. В них, равно как и во снах, Захар видит обычные вещи и переживает также обычно. О том, о чем станет переживать любой из нас. Нет никтрагичных соплей по поводу – ах, эти политки разрушили мир и сожгли его, ах, возьмемся за руки друзья за-ради блага других, ах, нам закрывают глаза новые короли и пытаются продать нам новую священную корову вместо поиска истины. Ведь это неправильно, ведь мы должны идти вперед, по дороге из Желтого кирпича и нас всех впереди ждет… что-то хорошее. Ага. А вот у Захара по-другому. Он решает конкретные проблемы и рассуждает крайне прикладным способом. И как-тотак получается, что его рассуждения приводят чаще всего к настоящим небольшим изменениям, из которых и складывается что-то большое.

Скажу честно, что моя точка зрения может не совпасть со многими. Мне понравилась «Грань человечности» именно из-за ее бойцовского характера. Из-за того, что Захар не сдается. И, что очень важно, он не винит в своих личных бедах кого-то другого. Не перекладывает собственые ошибки на чужие плечи. Он принимает ответственность спокойно и ровно, как герои Куросавы, и вкладывает в это что-то настолько глубоко-русское, что ему веришь. Никакого псевдо-бусидо, никакого как-бы пути воина, никакого навязывания читателю собственного взгляда. Только отрешенное движение камеры оператора, незримо присутсвующего где-то рядом и бесстрастно показывающего все повороты и зигзаги страшного и кровавого пути Захара.

Дополнительным плюсом книги является возможность нового старта для читателей. Особенно для олд-фагов, плюющихся ядовитой слюной в каждую новую книгу и равняющую каждую из них все с теми же Тараном, Данилой, Маломальским et cetera. Хотя, чего уж, сложно не понять читателя даже в случае, если речь идет не про указанных выше ребят, старательно пытающихся конкурироватьс Убером, но даже и если речь идет о Томском. Хотя, казалось бы, можно ли вообще равнять хорошего героя и Томского? Но речь не про него. Речь про новогогероя и новый старт.

К сожалению, во Вселенной Метро 2033 не каждая книга может соответствовать определению «хорошая». К сожалению, книги в серии разные. И читателю, любящему сам мир Метро 2033 действительно тяжело воспринимать новые книги, если нет в них чего-то такого, что заставляет его довольно или грустно улыбаться, дочитав до крайней точки. При этом, будем честны, главред Бакулин старается наполнить серию разными книгами. Он допускает мотивы разных жанров и не боится экспериментов. Но, повторюсь, постоянному читателю тяжело. Да, были там, где-то, давным-давно, лет шесть назад, первые книги. Некоторые из них крайне хороши сейчас, некоторые крайне плохи были уже тогда. Но была новизна. А сейчас ее нет. И взрывают ее, изредка, отличающиеся от прочих книги. В свое время такой оказалось «Право на…». Отчасти прекрасно стартовал новый цикл Буторина. В чем-то серии помогла «Джульетта без имени». Крайне ко двору пришелся Ямаха. Но читатель, проводящий параллели со старыми-добрыми, часто этого не видит.

И Захар, с его хардкором, мраком и холодом, тдаст нужное и старикам, и новичкам. Даст для понимания: серия не загнулась. Да и вообще, в этом году есть и будут много интересного. Включая, само собой, польские реалии. Включая возвращение старых-дых авторов и героев. И, думается мне, Захар не затеряется среди ожидаемых камбэков, не затрется посреди исполинов и даже вполне себе адекватно, мрачно, но с юмором, посмотрит на всякие эпичные побоища батальонных групп с танковой поддержкой, авиационным соединениями и прочими кундштюками.

И, да: именно за эту книгу автору Уленгову стоит поставить пятерку за сочинение и тройку за правописание, совмещенное с усидчивостью. Потому как писал он ее непозволительно долго и если бы не волшебный пендель, приданный ему редактором ВМ 2033, то неизвестно, когда читатели могли бы окунуться в нее, как в ледяной Байкал, полностью.

DIXI