Больше рецензий

19 июля 2016 г. 21:18

235

3

Я, наверно, первый человек, который оценил эту книгу нейтрально. Не судите строго , она прекрасна, спору нет, но чтобы правильно оценить книгу, прежде всего надо её понять, а с этим я и не справилась. Я не скажу, что она представляет собой непроходимые дебри и пониманию не подлежит, просто в определённых условиях это сделать трудно.
Как и многих, меня ввело в заблуждение название. Я ожидала книгу про космос с черными дырами и описание представлений о нем. А она и про космос другой, и у истории сложное определение. И так большинство терминов по смыслу не такие, как мы привыкли: архетип не по Юнгу, миф и религия вообще открываются нам в новой трактовке, основным и неизменным остается только понятие о священном. О нем и о путях его достижения людьми и идет речь в этой книге.
К слову, надо заметить, что эта книга не является отдельным научным трудом - это сборник отрывков и глав из предыдущих работ автора, просто связанных между собой по смыслу. В них описывался дуализм, шаманизм, повторение истории и её цикличность, и из всех глав мне больше понравились первые. Не только потому что они легче для понимания и для освоения их не нужны какие-то особые знания в области философии, просто стоит помнить значение архетипа и время оно. Начальные главы наиболее интересны в культурологическом плане: люди в древние времена стремились в священному и большинство обрядов было повторением того, что когда-то совершали боги. Браки между людьми были повторением брака Неба и Земли, празднование Нового года было олицетворением конца человечества и его перерождения в более совершенную форму. Даже вещи, которые многие не понимали, а некоторые из последующих поколений и осуждали, на страницах этой книги обретают смысл и цель: жертвоприношение является повторением акта сотворения мира, а многочисленные оргии были необходимы лишь во время плохого урожая или засухи.
Другой важной идеей было понятие "центра". Оно определяло их мировоззрение, понимание своего места в мире и имело практическое значение при построении зданий (в частности храмов).

Архитектоническую символику «центра» можно
сформулировать следующим образом:
а) Священная Гора, где встречаются Небо с Землей,
расположена в центре Мира;
б) любой храм или дворец — и, следовательно, любой
священный город или царская резиденция — есть
«священная гора», а тем самым и некий Центр;


Чем дальше я читала книгу, тем с большим количеством незнакомых слов я встречалась. Я начинала искать их в интернете, старалась вникнуть и напрочь забывала то место, где я остановилась. В итоге я перестала понимать текст и по несколько раз перечитывала предложения и абзацы. А именно дальше начали рассматриваться серьезные вопросы и теории (например, теория о том, что время повторяется и все, что происходит сейчас, уже когда-то было), которые интересны, но наскоком вникнуть в них без знаний о структурализме, эпиегиптизме, стратиграфическом анализе и других вещах сложно.
Сам сборник начинается с предисловия, в котором описывается биография и билиография автора. Из неё я узнала, что Мирче Элиаде является не только философом, но и теологом, а также он изучал восточную философию и духовные практики , в частности индийские. Он писал о религии, времени и изучал различные миф, исследования которых и составляют большую часть сборника. В конце книги дано послесловие, в котором его автор, Виктория Чаликова, делится своим пониманием Элиаде и приближает к понимаю других. Лично для меня легче было читать именно послесловие, ведь там нам более понятным языком и кратко объясняют, что такое религия у Элиаде и почему у неё не может быть истории.
В заключении могу сказать, что хотя после послесловия некоторые непонятные для меня моменты и получили объяснения, тем не менее я не могу сказать, что я поняла эту книгу в полной мере и восприняла её так, как надо было, поэтому я оцениваю эту книгу нейтрально и при повторном прочтении возьмусь за неё более основательно.