Больше рецензий

Penelopa2

Эксперт

Эксперт Лайвлиба? - Ну-ну...

18 июля 2016 г. 11:02

307

5

По жанру книга относится к антиутопиям. Жизнь в очередном "оцифрованном" будущем, в будущем, где все пересчитаны, учтены, в будущем, где нет понятия "человек", "личность", а есть инвентаризационный номер, или иначе индекс . Индекс получают все, как БЦЖ, в первый месяц жизни. После этого вся жизнь человека находится под контролем. Все поступки, все действия, все правонарушения. Вопрос с правонарушениями тоже автоматизирован - нет разнообразия наказаний, наказание одно - смертная казнь. За любое правонарушение - от убийства до перехода улицы в неположенном месте. Разница только в вероятности. За убийство - вероятность смерти один к двум, за переход улицы - один к миллиону. Это очень удобно - не надо тратиться на систему тюрем и лагерей, на содержание заключенных, на охрану. Всего лишь периодически запускается рулетка, повезло - живи, нет - не обессудь. Мораль этого мира была четко сформулирована Александрой Марининой 8 лет спустя в романе Имя потерпевшего - Никто - "Элемент случайности убивает идею справедливости"

Герою книги, Корнелию Гласу не повезло - он-то и оказался тем случайным несчастливчиком. И как добропорядочный гражданин покорно отправился на заклание. Но в любой, даже самой отлаженной машине возможны сбои и ошибки, и ... и завертелось. Я не буду рассказывать о дальнейших событиях в книге, они разнообразны и увлекательны. Но меня интересует сам процесс преображения среднестатистического обывателя Корнелия Гласа. Ему приходится сталкиваться с ранее скрытыми от него и таких как он сторонами жизни. Оказывается, в этом мире есть еще не такие, как все, не оцифрованные, не проиндексированные, и "безынды" - это не просто детское ругательство, а вполне конкретные люди, дети, обыкновенные мальчики и девочки, которые не прошли по каким-то причинам общую прививку. Но от этого они не стали хуже и не перестали быть детьми. Но обществу-то это не важно, оно не терпит отклонений от нормы

Вновь у Крапивина прослеживается его постоянная идея - все лучшее в человеке заложено в детстве. Именно воспоминания детства позволяют Корнелию встать над собой нынешним и почувствовать в себе силы. Именно случайная встреча с другом детства заставляет пересматривать свои поступки. Именно живущий в нем мальчишка Корнелий не дает ему уйти на безопасную тропу и вернуться в свое родное и удобное общество, в котором, что греха таить, случаются и сбои, но в целом "покойней оно и прелестней"

Хорошая книга. Умная

Комментарии


Одна из немногих книг Крапивина, которая мне нравится. )


А остальные? Я не очень много Крапивина читала, а фантастические так воообще ничего кроме этой, но то, что читала, мне нравится. А почему, Оль?


Это трудно сформулировать внятно. Но я попробую. Погодя ;)


Потому что мир в его книгах выглядит очень уж черно-белым. Как на специально, для создания определенного эффекта, отретушированной фотографии. С одной стороны - это хорошо, задать, так сказать, моральные ориентиры. Но, с другой стороны, не для детсадовского же возраста книги.
Впрочем, всё это мысли старой циничной женщины, которой кажется, что сохранить честь без доли гибкости - невозможно, и что "крапивинские мальчики" слишком сильно приправлены восхищением автора над непокорными вихрами и голыми коленками. Дети - тоже люди, не надо с ними так.


Интересно... И вот какое любопытное совпадение: я в детстве очень любила его "Та сторона, где ветер". И всего этого восхищения не замечала, мне герои казались естественными. А именно вчера вдруг нашла в сети старый фильм, снятый по этой книге и попыталась посмотреть. Не смогла. Именно из-за слишком ясноглазых детей с непокорными вихрами и голыми коленками. До ужаса правильно совпадающих с авторской мыслью. Так что да, понимаю...


Вот интересно, что я вижу достоинство книг Крапивина как раз в том, что они показывают всю многограность и сложность жизни. Да, есть в них некая детская обостренность чувств, если события описываются глазами детей, но в целом Крапивин как раз и говорит всегда, что жизнь не черно-белая, и бывает трудно понять, кто прав, кто нет, что хорошо, а что плохо...


У него в большей степени не правы старшие. Они сильнее, властнее и не склонны понимать детей


Я думаю, дело в том, что как любой серьёзный писатель, Крапивин пишет о проблемах, о том, что волнует. Поэтому у него так много конфликтов между детьми и взрослыми.


Но конфликты дело обоюдное, а у него как правило виноваты взрослые, и это нравится юному читателю. Злая учительница, равнодушная мать, какие-то случайные негативные тетки, несправедливые начальники - и против них отважные, ясноглазые, вихрастые, с ободранными коленками. Ну понятно, что все за них. А в жизни у каждого конфликта две стороны.
У тебя плохое настроение и ты не можешь справится с собой и запулил камнем в окно. Просто так, чтобы излить досаду. И пожалейте тебя.
А как с другой стороны? К тебе в комнату влетает камень, разбивает стекло, сваливает со стола вазу с цветами. Тебе воду собирать, осколки убирать, стекло покупать, с мастером договариваться, время тратить, да еще испугалась, да еще могла порезаться. И тебя же выставляют злой теткой.

Так вот Крапивин пишет именно так, что мы должны жалеть первого и не любить второго. А почему?


Разные ведь взрослые у него есть. И совершенно адекватные. Но разве не бывает равнодушных матерей? Разве не бывает злых учителей, которые оскорбляют, унижают? Я сама не раз с такими сталкивалась. Кстати, о том, что система ломает не только детей, но и учителей - об этом он тоже пишет. Но разве нормально, когда учителя орут и унижают? Разве нормально, когда родители бьют? Об этом он и говорит. И дети у него не всегда отважные и ясноглазые. Да, такие обычно главные герои, но детей-негодяев в его книгах тоже более чем достаточно...


Если почитать его автобиографические вещи, становится видно, что многие книжные истории взяты из жизни...


"Элемент случайности убивает идею справедливости"

Не согласен с Александрой Марининой. И на моей стороне Царь Соломон. Думаю, он не уступает Марининой в мудрости:

Жребий прекращает споры и решает между сильными

(Притч 18:19)

И с комментарием JDoe71 согласен. Восхищение вихрами и коленками явно чрезмерно :)


Соломон, конечно, авторитет, но позволю себе остаться на своей позиции ))) Ну что делать, если с Марининой мы в этом вопросе ближе )))
А с Олей и я согласна, я почитала после этого романа и другие книги Крапивина и вижу в них определенную однобокость, не только в ясноглазых героях , но и в неправильных взрослых