Больше рецензий

Lihodey

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 июля 2016 г. 18:24

1K

3

Роман Генрика Сенкевича "Камо Грядеши" охватывает несколько лет жизни Рима в период правления императора Нерона, и в основном посвящен теме становления христианства в «вечном городе». В основе сюжета лежит вымышленная история любовных отношений между римским патрицием Марком Виницием и молодой христианкой Лигией. Встретив красавицу Лигию в доме своих друзей, Марк воспылал к ней страстной любовью, растеряв при этом остатки своего весьма недалекого разума. Привыкший брать от жизни все, что хочет, Марк неожиданно сталкивается с сопротивлением со стороны целомудренной Лигии. Недоступность христианки сводит его с ума, толкая на самые отчаянные поступки. Но, в итоге, для того, чтобы завоевать доверие и любовь девушки, молодому человеку невольно приходится проникнуться учением Христа, а позднее и самому стать христианином.

Историческим фоном для кульминационных событий сюжетной линии служит знаменитый пожар Рима в 64 году и последующие преследования христиан, обвиненных в поджоге города. Сенкевич придерживается версии поджога Рима самим императором Нероном. Этот факт, кстати, ставится под сомнение большинством современных историков. Вообще, автор явно грешит предвзятым отношением к отражению исторической составляющей книги. В романе слишком много мнения и взглядов самого Сенкевича, и слишком мало объективного обзора на происходящие события. Практически отсутствуют полутона, черное – строго черное, а белое - строго белое. Император и его свита сплошь нравственные и моральные уроды, христиане же все святые страстотерпимцы и образцы благочестия, настоящие «воины духа», которые стойко переносят все испытания, выпавшие на их долю.

Основным лейтмотивом романа я вижу противопоставление, отжившего свой век периода античности с естественными упадком язычества и пришедшего ему на смену христианства. Все, что было хорошего в античности, а именно, умение видеть и любить красоту мира, отражая свои наблюдения и любовь через произведения искусства, воплощено в противоречивом персонаже Петрония, с ним же все это и умирает. Весь мрак, бессмысленность праздного бытия и катастрофическое падение нравов в период античности заключаются в Нероне, и также все это позднее погибает вместе с императором. Но святое место пусто не бывает. Система взглядов на мир, присущая античности, на тот момент исчерпала себя, на смену выдвинулась новая система – христианство. И хотя христианство станет официальной религией Рима лишь через 250 лет после описываемых в книге событий, фундамент для этого был заложен именно тогда, когда Нерон устраивал массовые казни христиан, обвиняя их в поджоге Рима.

Эх, знали бы апостолы Пётр и Павел, присутствующие в книге в качестве героев, во что христианская церковь исказит учение Христа. Что через тысячу лет христианство перестанет быть религией любви и добродетели, и будет повсеместно насаждаться огнем и мечом крестовых походов. Что христиане сожгут язычников и своих же собственных братьев и сестер на кострах аутодафе в период инквизиции многократно больше, чем это сделал Нерон. Такая вот ирония исторического процесса. Как показал практический опыт, принятие христианства взамен языческого мировоззрения Древнего Мира оказалось лишь сменой формы сосуда. Наполнение осталось тем же. У кого в душах была пустота или гниль, у тех все осталось на своих местах. Человеческая цивилизация стремительно развивается, исторические эпохи сменяются одна за другой, а духовно человек не намного спрогрессировал за прошедшие тысячи лет.

Не слишком обильный на исторические события, роман у Сенкевича получился сильно затянутым. Воистину, чтобы одолеть "Камо грядеши", надо обладать не малым запасом таких христианских добродетелей, как терпение и смирение. За редким исключением, жанр исторического романа нельзя назвать захватывающим. Нет в нем ни напряженности триллера, ни интриги детектива. Но и меньше всего ожидаешь встретить в историческом романе патоку любовного дамского романа. А в этой книге столько патоки, что сводит скулы, а временами, как и от любой передозировки сладким, подкатывает тошнота. Я ничего не имею против любви. Бывает, что любовь случается с людьми. Бывает, что любовь случается в суровые и тяжелые времена. Есть даже немало хороших книг на эту тему. Но здесь... Бесчисленные ахи-вздохи: «О, Лигия!» и «О, Марк!», терзания и экзальтация чувств, как в дешевом женском романе из серии "Искушение" издательства "Harlequin". Даже не верится, что сцены любовных излияний писал мужик в возрасте 50 лет.

В итоге, испытываю некоторое разочарование. Дилогия Роберта Грейвза об императоре Клавдии, посвященная истории Рима, и не так давно прочитанная мной, смотрится на порядок сильнее произведения лауреата Нобелевской премии. Честно говоря, ожидал от «Камо грядеши» гораздо большего, чем получил. Но, похоже, уже и в начале 20 века Нобелевку по литературе авторам раздавали не за таланты, а за политически правильные и выверенные позиции. В данном случае, не иначе, Папа Римский подсуетился в пользу Генрика Сенкевича за отражение им в романе христиан в максимально благоприятном свете.

Прочитано в рамках Флэшмоба 2016 ( за совет благодарю hummingbird ) и Игры в классики.

Комментарии


Ого! Неожиданный у тебя результат получился! (( Похоже надо было в обратном порядке читать, сначала Сенкевича, а потому уже - Грейвза


Неожиданный - мягко сказано. :)
Вот-вот, после Грейвза, Сенкевич показался как-то поверхностен и слаб.


Значит, мне само то поначалу будет, так как я еще до сих пор "не в теме"


Рада, что прочитал мой любимый роман. Я в полнейшем восторге была!) как вспомню свои эмоции во время чтения!!!!)
"Клавдий" проворней оказался и в руки раньше тебе попал!) у меня он на очереди)


Время было кровавое, но очень интересное. У меня в планах еще пару-тройку книг, посвященных периоду Римской Империи.


Отличная получилась рецензия! Подробная и не скучная.
Согласна со всем, что вы написали.
Что касается затянутости романа, то да, не без этого, но мне стало в какой-то момент тяжело читать не из-за любовных излияний (хотя с этим и перебор), а из-за темы христианства. Слишком много для меня было рассуждений на эту тему. Но это уж из-за моего отношения к религии.
А Петроний да, персонаж противоречивый, но этим-то и интересный, и вызывает лишь симпатию. Может, потому что умный и адекватно себя ведёт, в отличии от парочки влюблённых?


Спасибо!
Согласен, христианство чрезмерно идеализированно, это немного раздражает, да еще и в таких объемах.
А Петроний мне показался, в отличии от остальных довольно рафинированных и узколобых персонажей, наиболее близким к образу реального человека. Он более живой что ли, потому и симпатичен. Он не белый и не черный, он настоящий :)


Вот вот, про Петрония точно сказали.
Что касается христиан... В общем-то, я всё ещё в своей рецензии высказалась, когда прочла роман в 2014 ещё году.


Мне показалось, что у нас много схожих мыслей возникло по ходу чтения романа. :) По крайней мере, рассуждения в вашей рецензии показались мне понятными и знакомыми.


"...христианство чрезмерно идеализированно..." это звучит примерно так же, как соленые огурцы чрезмерно пересолены. Праведность ранних христиан, описанных в романе - это именно самая настоящая и искренняя сущность этой новой на тот момент религии. Для нас, у которых мелкий быт занял основу жизни, взгляд на истинную веру христиан завуалирован собственными проблемами и общепринятой религиозной символикой. Кто из нас решится отказаться от всего земного ради любви в Господу? Только ради этой любви и все? А в романе, который, конечно же является в большинстве своем выдумкой автора - именно это становится красной нитью, проходящей через все повествование. И именно это важно и ценно, что б было о чем задуматься.


Хорошо написал, брат, Бог в помощь

как в дешевом женском романе из серии "Искушение" издательства "Harlequin"

Ого, то есть почитывал на досуге?)


Ха-ха. Представляешь, да.:) Лет 15 назад прочитал парочку, позаимствовав у матери:)


Что-то потянуло?


Так сложилось, что пришлось прожить целый месяц взаперти у родителей. С тоски я был рад любому печатному слову.