Больше рецензий

Decadence20

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 июля 2016 г. 17:08

304

5 Гибель Лермонтова - исчезновение Лугина

- Вы безответно влюблены?
- Не смейтесь надо мной.
- Кто же она?
- Она не женщина, она - призрак. Я её могу выиграть в карточной игре, но я всё время проигрываю. Я мечтаю отыграться, чтобы быть с ней навеки...
- Готика уже не в моде, мсье Лугин.

Некоторое время тому назад мне посчастливилось прочитать произведение М.Ю. Лермонтова "Штосс". Творение мистическое, неоднозначное и, увы, незаконченное.

Сегодня мне посчастливилось вдвойне, т.к. состоялось мое знакомство с аудиоспектаклем "Лугин", созданным по мотивам "Штосса".

Действие происходит в Петербурге. На одном из музыкальных вечеров скучающий художник Лугин, который совсем недавно вернулся из Италии, в разговоре с мадам Минской упомянул о неизвестном голосе, который вот уже некоторое время преследует его, называя раз за разом один и тот же адрес. Молодая женщина, отличавшаяся красотой и будучи отнюдь неглупой, советует Лугину разузнать, существует ли такой адрес и, если существует, то кто там проживает. Художник так и поступает. Но всё оборачивается для него совсем не так, как он предполагал... Никто и ничто не интересовало ГГ, до тех пор, пока не выясняется, что старик Штосс и есть тот самый, кто способен развеять его скуку.

Образ Лугина автор создаёт по своему образу и подобию:

Несмотря на то, что в странном выражении глаз его было много огня и остроумия, вы бы не встретили во всем его существе ни одного из тех условий, которые делают человека приятным (в) обществе; он был неловко и грубо сложен; говорил резко и отрывисто; больные и редкие волосы на висках, неровный цвет лица, признаки постоянного и тайного недуга, делали его на вид старее, чем он был в самом деле... он пристрастился к живописи; природный талант, сжатый обязанностями службы, развился в нем широко и свободно под животворным небом юга, при чудных памятниках древних учителей. Он вернулся истинным художником, хотя одни только друзья имели право наслаждаться его прекрасным талантом. В его картинах дышало всегда какое-то неясное, но тяжелое чувство: на них была печать той горькой поэзии, которую наш бедный век выжимал иногда из сердца ее первых проповедников.

М.Ю. Лермонтов практически в каждом своем произведении берёт за основу свои внешние данные и всю сложность своего внутреннего мира и наделяет ими главного героя произведения. Казалось бы, читатель ничего нового не может вынести для себя, но каждое творение автора уникально, а новая сюжетная линия позволяет раскрыть в ГГ то, что до сего момента было так или иначе завуалировано.

Лугин уверил себя в том, что не достоин любви:

... скажу вам откровенно, ни одна женщина не может меня любить... Мне точно случалось возбуждать в иных женщинах все признаки страсти - но так как я очень знаю, что в этом обязан только искусству и привычке кстати трогать некоторые струны человеческого сердца, то и не радуюсь своему счастию; - я себя спрашивал, могу ли я влюбиться в дурную? - вышло нет; - я дурен, - и, следственно, женщина меня любить не может, это ясно: артистическое чувство развито в женщинах сильнее, чем в нас, они чаще и долее нас покорны первому впечатлению; если я умел подогреть в некоторых то, что называют капризом, то это стоило мне неимоверных трудов и жертв - но так как я знал поддельность чувства, внушенного мною, и благодарил за него только себя, то и сам не мог забыться до полной, безотчетной любви; к моей страсти примешивалось всегда немного злости - всё мне грустно - а правда!..

С огромной любовью отношусь к творчеству Лермонтова. Это произведение не стало исключением, а прекрасный актёрский состав добавил повести колорита и сделал её максимально объемной, даже несмотря на то, что автор не успел её закончить. Незавершенность, в свою очередь, дает возможность читателям делать предположения относительно дальнейшей судьбы Лугина. Хотя, на мой взгляд, всё и так слишком очевидно. Стихи Лермонтова, звучащие в пьесе ("Тучи", "Любовь мертвеца", "Один среди людского шума"), удачно дополнили общую картину и пришлись очень кстати.

Еще не раз я буду возвращаться к этому произведению именно в аудиоверсии. Дважды созданное великолепие - сначала М.Ю. Лермонтовым, а затем прекрасным актёрским исполнением.

картинка Decadence20

Комментарии


да уж, не хотела бы я слышать голоса, а уж встречаться с таким, хоть и милым призраком, тоже))


Лугин поначалу тоже не хотел, а потом знаешь, как затянуло?!)


не знаю)))) и проверять не хочу)))


Это на любителя)