Больше рецензий

boris_alihanov

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 июля 2016 г. 19:02

2K

5 Религиоведение головного мозга

Когда в определенный момент моей жизни мне захотелось разобраться в религиях, я обратился к вузовскому учебнику религиоведения. Почему именно к нему? Да все просто. Во-первых, я довольно ленивый человек, искать и изучать священные тексты той или иной конфессии для меня было бы слишком утомительно. Во-вторых, мне не нужно было знать все тонкости того или иного верования, достаточно было понять его основные черты и тем самым получить о нем представление. В-третьих, все же священные тексты не способны дать практически никакого представления об историческом контексте определенной религии, а ведь это очень важно. Очень часто религиозные течения являются следствием ситуации в определенном обществе. Мотивы могут быть разные. Буддизм являлся прямым следствием порядком поднадоевшей кастовой системе, христианская религия возникла «как раз кстати» на почве извечного унижения иудейского народонаселения, ислам возник в тот момент, когда остро стала необходимость сплочения народов, в последствии ставших его адептами. И, в-четвертых, в трудах по религиоведению, настоящему, научному, отсутствует какая бы то ни было предвзятость. Автор того или иного научного или публицистического труда не ставит перед собой цель убедить читателя в правдивости того или иного учения. Наоборот, автор как бы говорит нам, что да, такое учение есть. Люди верят в это и вон то, это вхидит в их систему ценностей, потому что таковы их боги. А потом автор продолжает и говорит, что корни вышеозначенного в том, что такова традиция общества этих краев. То есть нам говорят, что есть религия, согласно которой бог в человеческом облике жил, умер, а потом воскрес. Нам говорят, что люди в это верят. А еще говорят, что вообще-то в тех краях, откуда пошла эта религия, самовоскресающие боги – тренд, и до конкретно этого бога на этих землях «воскресало» еще пара десятков других. И все, никакого морализаторства и убеждения. Именно это и превлекало меня к учебникам по религиоведению.

Дальше...

Прямо сейчас я всерьез жалею, что мне в свое время не попалась трилогия «История веры и религиозных идей» румынского автора Мирча Элиаде. Я только что дочитал второй том данной трилогии, «От Гаутамы Будды до триумфа христианства», и хочу сказать: «Это гораздо круче, чем учебник по религиоведению». Хотя, конечно, сходств тоже много. Каждый «раздел», посвященный отделиной религии, начинается с самой религиозной доктрины, с того, как «это было». С того, как начиналось конфуцианство, даосизм, буддизм, джайнизм, индуизм, христианство и многое-многое другое. Довольно подробно читатель узнает жизненную историю основоположников этих религий от самого начала и до их смерти. Надо сказать, что Элиаде весьма стремится к достоверности. Говоря о годах жизни «главного» в религии, он может перечислить множество различных вариантов, при этом приводя и ссылки на источники, которых у него очень много. Это как бы намекает нам, что перед нами серьезный научный труд, пусть даже и начального характера. Элиаде очень старается показать «первоначало» не в потребности общества, а в конкретном человеке, увидеть его с человеческой стороны, не отрицая его божетственных качеств. При этом, опять же, Элиаде весьма стремится быть правдоподобным и дать понять, где у нас имеется более-менее достоверная информация, а где – лишь легенда, лишь косвенно утверждающая то или иное.
Тут хочется ответить самому себе на вопрос «почему для чтения я выбрал именно этот том из трилогии?» Дело в том, что мне было так интересно вновь почитать про религии Индии и Китая, что я не мог себе отказать, взяв второй том из трех. После прочтения его же оказалось, что Элиаде дал довольно неплохой обзор азиатских верований (включая и уж совсем доисторические или утерянные во времени, информацию о которых нужно восстанавливать по крупицам из разных источников). Но этот обзор все многообразие азиатских религий дал в половине тома, еще половину полностью отдав христианству. «Что же еще остается ожидать от румынского ученого?» - восклицаем мы и прощаем Элиаде его «тяготение» к христианству. Тем более, что этот вопрос автор постарался раскрыть очень хорошо. Обилие ссылок в тексте сделало его похожим на серьезную научную работу, которая каждый тезис стремится подтвердить «первоисточниками». При этом слог же Элиаде оставляет легкий и непринужденный, словно те вузовские преподаватели, которые расказывали интересные вещи, не стремясь к зауми и не ставя себя выше своих слушателей.
Вывод: хотите получше разобраться в этом всем деле – вперед, Элиаде – то, что вам нужно, чтобы и понять и с ума не сойти. Но и не забывайте никогда самого важного, друзья:

картинка boris_alihanov

ВПС-69, основное за июль.

Комментарии


картинка volgov


Ай, хорошо!!!


Приятно почитать настоящего исследователя!