Больше рецензий

9 июля 2016 г. 04:47

2K

5 Александр Нилл: «Школа Саммерхилл - воспитание свободой»

На книгу «Саммерхил» я наткнулась совсем не случайно. Самой лучшей рекомендацией к прочтению стали примеры, приведенные из книги моим другом, в разговоре о воспитании детей. В книге говориться, об образовательном учреждении, наверное, единственном в своем роде, где у детей есть возможность быть самими собой, воспитываться и получать образование в условиях самой настоящей свободы и самоорганизации. Прочитав эту книгу я была просто поражена, на столько рушились мои представления о воспитании, навязанные авторитарным обществом.
В этой школе, основанной Александром Ниллом в 1921 году в Англии, воспитанниками которой раньше были преимущественно так называемые «трудные» дети, самые отъявленные хулиганы, воры и поджигатели, не желающие учиться становились в итоге, во всех отношениях, психически здоровыми, интересными и по-настоящему любознательными ребятишками. Здесь приводятся конкретные примеры, конкретных детей, их психологические травмы и неврозы, которые на протяжении достаточно долгого времени излечились в «Саммерхиле».
Все взаимоотношения в этой чудесной школе построены на равенстве детей и взрослых, взаимном уважении и самоуправлении. Самоуправление в школе (я имею ввиду настоящее самоуправление) – это когда дети решают вопросы наравне со взрослыми и каждый голос важен. Нилл приводит массу примеров, когда его предложения не проходили на голосовании тк ученики были против. Дети сами решают на какие уроки они будут ходить, что им одевать и как проводить свободное время. Персонал школы и дети общаются исключительно на «ты».
Многие родители думают, что если дать детям полную свободу, то они не смогут получить хорошее образование, и не смогут устроиться в жизни. Но практика «Саммерхила» доказывает обратное. Наоборот, свобода и конкурентная среда между воспитанниками побуждает их обучаться самостоятельно, без пинков и наставлений. Автор советует родителям, в первую очередь не путать свободу со вседозволенностью. Разница обычной школы и «Саммерхилом» в том, что «Саммерхил» выпускает людей, уверенных в себе, добрых и по-настоящему искренних, с определенным багажом знаний, которые им действительно были интересны, и которых они не забудут, когда после звонка пойдут на перемену. Такого мнение автора.
Сам Нилл говорит в своей книге «Не бывает трудных подростков, бывают трудные родители». Он много пишет о детской психологии, и о том, как в период от самого рождения ребенок, получая неправильное воспитание, в условиях страха и подчинения взрослым, зарабатывает множество комплексов, сопровождающих его на протяжении всей жизни. Также Автор считает, что современное образование скорее направлено на подавление индивидуальности ребенка, а жесткая муштра убивает в маленьких людях любознательность, и превращает их в агрессивных, непослушных, неуправляемых «бесят» или наоборот забитых и тихих аутсайдеров.
Также в книге очень много внимания уделяется вопросу о детской сексуальности, разнообразных табу, запретам и унижениям, связанным с этой темой, которым подвергается ребенок во время взросления. Психолог считает, что из-за подавления сексуальности и недостатка сексуального образования в детстве у людей возникает множество неврозов, что приводит к различным дисфункциям. От комплекса кастрации, приводящем к импотенции в раннем возрасте до садистских наклонностей, связанных с сексом у мужчин, и фригидности и ненависти к собственному телу у женщин.
За 95 лет существования школы, не было ни одного случая драки между учениками, ни одного случая смерти или серьезного травматизма у детей. Скептически настроенная инспекция, после неоднократных проверок оставляла достаточно лестные отзывы. Инспектора были поражены искренностью, добротой и хорошими манерами учеников, что и отражалось в их докладах. Школа никогда не прекращала свое существования. Дети выходили с довольно приличными показателями и только один ребенок так и не посетил ни одного занятия, а это очень хорошая статистика.
Александр Сазерленд Нилл до 80 лет был директором в этой школе, после смерти автора школой заведует его дочь Зои. В книге описано много интересного о психологии детей, о том какие ошибки допускают родители и педагоги и как их можно избежать. Его взгляд на обучение и воспитание является поистине новаторским и прогрессивным и на сегодняшний день. Многие вещи из его практики шокируют консервативных родителей и учителей, и порицаются общественным мнением. Сам же Нилл считает, что консервативное образование является жизнеотрицающим, что несчастные закомплексованные дети не способны сделать наш мир гуманнее и лучше, когда станут взрослыми. Он возлагает надежды на новое поколение, более свободных детей и родителей, счастливых и добрых. Так как по-настоящему счастливым может быть только свободный человек.

Дарина Захарова

Источник